Логика медиа
Ло́гика ме́диа (англ. media logic), понятие из теории медиа, использующееся для описания: 1) формата медиасообщения; 2) способа функционирования (modus operandi) института медиа.
Понятие «логика медиа» предложено Д. Алтейдом и Р. Сноу в 1979 г. С его помощью они обозначили специфику функционирования медиа, делая акцент на формате медиасообщения и особенностях его производства (здесь имеется в виду расширенная трактовка медиа: под медиа понимаются средства передачи информации и данных. В рамках этого определения к медиа относятся не только СМИ, интернет-медиа, но и книги, фильмы). Согласно их определению, логика медиа проявляется в том, «как организован материал, в каком стиле он представлен, каким образом подчёркиваются определённые характеристики или модели поведения, и в самой грамматике коммуникации» (Altheide. 1979. P. 10). Алтейд и Сноу используют это понятие также для описания различного рода практик, связанных с медиапроизводством, – или modus operandi института медиа.
При разработке понятия «логика медиа» Алтейд и Сноу опирались на работы Г. Зиммеля, в частности на понятие социальной формы (Lundby. 2009). Однако их определение логики медиа как формы коммуникации отходит от понимания формы, предложенного Зиммелем. Для Зиммеля форма неразрывно связана с содержанием, социальным взаимодействием: к социальным формам относятся господство, подчинение, соперничество, разделение труда. Но Алтейд и Сноу абстрагируются от содержания коммуникации и сосредоточены на формате медиасообщения, продолжая использовать зиммелевский термин «форма». Поэтому они определяют логику медиа то через форму, то через формат, и эти понятия используются как взаимозаменяемые. Так, в теоретическом эссе «К теории медиатизации» («Toward a Theory of Mediation», 1988) понятие формы отходит на второй план, а логика медиа ассоциируется с форматом конкретного медиа. В книге «Медиамиры в эпоху постжурналистики» («Media Worlds in the Postjournalism Era», 1991) они, напротив, возвращаются к понятию формы, заявляя, что медиа логика состоит из форм коммуникации. Таким образом, Алтейд и Сноу используют термин «форма», чтобы указать на специфику функционирования медиа как социального института, но зачастую подменяют форму медиаформатом.
В дальнейшем «логика медиа» стало одним из ключевых понятий в теории медиатизации. В частности, С. Хьярвард, скандинавский исследователь и один из основателей институционального подхода к медиатизации, использует его для объяснения механизма влияния медиа на другие социальные институты. Согласно его определению, логика медиа связана с технологическими возможностями медиа (печатное, электронное или цифровое), жанровой спецификой медиатекста и коммерциализацией, которая приводит к стандартизации медиатекстов (Хьярвард. 2020). В то же время логика медиа связана с разнообразными факторами, которые структурируют медиапрактики (Hjarvard. 2008), как то: социально-политическими и культурными факторами, типом медиасистемы. А. Хепп приводит слова Хьярварда, что логика медиа отсылает к «институциональному и технологическому modus operandi медиа, включая то, как медиа распределяют материальные и символические ресурсы, и то, как они функционируют на основе негласных правил» (цит. по: Хепп. 2020. С. 103).
Многие исследователи, работающие с теорией медиатизации, формулируют собственные определения логики медиа, но, несмотря на множество попыток, этот термин остаётся размытым (Lundby. 2009). Неточность термина приводит к его ревизии. Так, К. Лундби высказывает критику понятия «логика медиа». Он подчёркивает, что универсальной логики медиа не существует, но важно уточнить, каким образом различные возможности медиа применяются в различных моделях социальных взаимодействий (Lundby. 2009). Например, пользователи различных возрастов будут по-разному использовать мобильный телефон: таким образом, нельзя говорить, что есть логика медиа, присущая мобильному телефону как технологическому артефакту. Поэтому он предлагает фокусироваться на том, как логика медиа формируется в результате контекстуализированного взаимодействия с медиа и меняется в зависимости от ситуации. Схожей позиции придерживается Н. Коулдри. Он критикует концепцию «логики медиа», поскольку она объединяет различные виды «логик» под видом одной «общей логики» (Couldry. 2008. P. 382). А. Хепп отказывается от понятия «логика медиа», предпочитая вместо него использовать термин «формирующие силы медиа» (moulding forces of media), имея в виду то, что медиа в некотором роде формируют нашу коммуникацию (Хепп. 2020).