«Limbo»
«Limbo», игра в жанре пазл-платформер c элементами хоррора. Разработана независимой датской компанией Playdead Studios. В центре сюжета – мальчик, путешествующий через ад в поисках своей сестры. Для проекта характерны минимализм гейм-дизайна, минималистичная визуальная стилистика, вдохновлённая кинематографом немецкого экспрессионизма, и открытый финал.
Playdead Studios издала игру в сотрудничестве с Microsoft Game Studios. «Limbo» была анонсирована в 2010 г., релиз версии для видеоигровых консолей Xbox 360 состоялся в 2010 г. Позже игра была портирована на операционные системы Android, iOS, macOS, Linux, Windows, а также на консоли Nintendo Switch, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation Vita и Xbox One. Игра получила признание сообщества. На конференции Game Developers Conference в рамках 12-го Фестиваля независимых игр (Independent Games Festival) в 2010 г. проект был награждён за лучшую визуальную стилистику и техническое исполнение. На этой конференции игра получила приз за лучшую визуальную стилистику и в рамках наград на конференции разработчиков игр (Game Developers Choice Awards). Также игра выиграла в номинациях «Игра года», «Лучшая инди-игра» и «Лучшая визуальная стилистика» на European Milthon Awards 2010 г.
Первые эскизы игры художник А. Йенсен создал в 2004 г. В 2006 г. Йенсен выпустил тизер игры для привлечения инвестиций и творческих единомышленников. Проектом заинтересовался Д. Патти. Разработчики расширили штат студии Playdead Studios. Правительственные гранты и поддержка крупных инвесторов позволили реализовать большинство идей Йенсена. Playdead Studios занимала жёсткую позицию в диалоге с инвесторами, ограничивая их вмешательство в разработку. Из-за нехватки времени и давления издателя Йенсену и Патти пришлось существенно изменить сценарную структуру игры на последних этапах разработки.
Разработчики отказались от текста как нарративного инструмента, поэтому сюжет в «Limbo» раскрывается через игровое окружение. Внутриигровое повествование выстроено на языке звука, изображения и культурных отсылок. Завязка была известна на стадии разработки. Рекламный слоган гласил: «Желание узнать судьбу своей сестры приводит мальчика в Лимб» («Uncertain of his sister's fate, a boy enters LIMBO»). Название игры в совокупности с дизайном стартовой локации намечает культурные координаты, в которых разворачивается история. Католическая традиция, западноевропейские сказки, греческие мифы о загробной жизни – некоторые из культурных пластов, задействованных разработчиками. Персонаж по ходу сюжета проходит лес, сталкивается с его враждебными обитателями, пересекает руины индустриального (наполненного механизмами) ада.
Чтобы достичь игрового прогресса, пользователь должен вести персонажа из одной части экрана в другую, минуя препятствия и решая задачи: добраться до недоступной зоны, ускользнуть из смертельной ловушки, сбежать от противника, обратить против него особенности местного окружения и т. д. Набор возможных действий героя ограничен: бег, прыжки и способность манипулировать объектами. Т. к. игрок управляет ребёнком, эти действия даются персонажу с трудом – длины прыжка едва хватает для достижения цели, а скорости бега – для того чтобы оторваться от преследования. Разработчики моделируют игровые ситуации, в которых герой будет многократно погибать, чтобы геймер учился на ошибках.
Аудиовизуальный дизайн игры обнаруживает внимание разработчиков к деталям. Работа со светом, контрасты между гладкими и заострёнными формами игрового окружения, перспектива, размывающая и «задымляющая» наслоение удалённых от персонажа фрагментов пейзажа углубляют двухмерное изображение. Этому способствует детализированная физика мелких игровых объектов (пылинок под ногами мальчика, колышущейся травы, опадающей листвы и т. д.), а также звуковое оформление игры, созданное композитором Мартином Стигом Андерсеном.
«Limbo» стала одной из первых игр, которые посвящены персонажу-ребёнку в недружелюбном мире, балансирующем между сном и реальностью. Этот сюжет находит отражение в последующих инди-играх 2010-х гг. типа «Biding of Isaac» (2011), «Among the sleep» (2014) и «Little Nightmares» (2017). Влияние визуальной эстетики «Limbo» заметно в таких проектах, как «Monochroma» (2014), «Feist» (2015) и «Seven» (2017).