Лев (Егоров)
Лев (в миру Леонид Михайлович Егоров) (26(13).2.1889, Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губернии, ныне Боровичского района Новгородской области – 20.9.1937, Ахпун Таштагольского района Западно-Сибирского края, ныне Кемеровской области), церковный деятель, православный миссионер, архимандрит Русской православной церкви, мученик. В июле 2003 г. причислен Священным Синодом РПЦ к лику новомучеников и исповедников Российских.
Родился в семье ломового извозчика, рано осиротел и поселился в Санкт-Петербурге с дядей. После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета поступил в Петроградскую духовную академию, в 1915 г. принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре с именем Лев. В том же году был рукоположен в сан иеродиакона, позже – в сан иеромонаха. В 1919 г. с братом иеромонахом Гурием основал Александро-Невское братство, действовавшее при лавре, с целью препятствовать закрытию монастыря. Вскоре после этого митрополит Вениамин (Казанский) передал братству Крестовую церковь лавры, расположенную около митрополичьего дома.
В августе 1918 г. Наркомат юстиции издал инструкцию о проведении в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Эта инструкция запрещала изучение Закона Божиего в школах. После этого иеромонах Лев развернул организацию христианского образования среди детей и подростков. Силами лавры под его руководством созданы десятки детских кружков, на которых дети изучали церковнославянский язык, Евангелие и церковное пение. Иеромонах Лев стал организовывать участие детей в богослужениях, детям специально шили одеяния и мастерили хоругви и кресты под их рост. Под его руководством служилась «детская литургия», на которой все послушания выполнялись детьми.
Иеромонаху Льву удалось объединить в братство более 100 человек, открыть монашеские общины в Старом Петергофе и Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Помимо этого, он преподавал русскую литературу в Богословско-пастырском училище – преемнике Санкт-Петербургской духовной академии.
16 июня 1922 г. иеромонах Лев был арестован сотрудниками ОГПУ в рамках кампании по изъятию церковных ценностей и следующей за этой кампанией серии уголовных дел против православных братств. Приговорён к двухлетней ссылке, которую отбывал в Оренбургской губернии, а позднее в Западно-Казахстанской области.
После возвращения из ссылки и периода заштатного служения в 1926 г. иеромонаха Льва назначили настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В этом же году его возвели в сан архимандрита и назначили благочинным. Он начал преподавать русскую литературу в Богословско-пастырском училище, где стал членом педагогического совета.
Через год архимандрита Льва арестовали по «делу Богословско-пастырского училища», которое было сфабриковано весной 1927 г. вследствие выросшей популярности этого училища. В течение нескольких месяцев дело постепенно развалилось. 19 ноября архимандрит Лев вышел на свободу под подписку о невыезде, а через год, 10 ноября 1928 г. дело было прекращено.
Все эти годы архимандрит Лев занимался Александро-Невским братством, духовным образованием и миссионерством. Он арестован 18 февраля 1932 г. одновременно с 40 участниками братства; 22 марта 1932 г. выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла архимандриту Льву приговор в виде 10 лет заключения в исправительно-трудовом лагере.
18 апреля 1932 г. архимандрит Лев прибыл в отделение «Чёрная речка» Сиблага, расположенное в Горной Шории (Западно-Сибирский край, ныне Кемеровская область). В 1934 г. его перевели на 2 года в штрафной изолятор, вменив «контрреволюционную агитацию». Тройка полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю своим решением увеличила его тюремный срок на 2 года. В 1936 г. в ответ на предложение назвать лица соучастников «преступления» архимандрит Лев ответил: «…мне не известно, кто этим занимается, но даже если бы я что-нибудь знал о лицах, ведущих контрреволюционную подрывную работу в лагере, то всё равно об этом ничего не сказал бы, так как по моим убеждениям мне чуждо всякое доносительство» (Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области. Д. П–12221. Л. 3, 5).
На суде в ответ на обвинения сказал: «Виновным себя я не признаю. И хотя я по убеждениям являюсь антисоветским человеком, но контрреволюционной агитации среди лагерников я не проводил. Я являюсь глубоко религиозным человеком, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, и целью моей жизни является пропаганда религии в массах. Я её вел, веду и вести буду». 13 сентября 1937 г. тройка Управления НКВД Западно-Сибирского края приговорила архимандрита Льва к расстрелу, который был осуществлён 20 сентября 1937 г.
Церковная деятельность
Архимандрит Лев (Егоров) был прежде всего церковным администратором в эпоху быстрого изменения формата жизни церкви, что выразилось прежде всего в деятельности Александро-Невского братства под его руководством. Поэтому его мировоззрение оставило память о себе прежде всего в подходах к церковной жизни, которые осуществляло Александро-Невское братство под его руководством. Архимандрит Лев хорошо понимал важность церковного образования в условиях репрессий. Поэтому он активно участвовал в восстановлении закрытых большевиками учебных заведений, организовывал образовательный процесс, стремясь выпустить в мир как можно больше хорошо образованных людей.
Также архимандрит Лев оперативно менял организационную структуру церковной жизни под влиянием усиливающихся антирелигиозных гонений. Под его руководством в Александро-Невском братстве был создан институт тайного монашества, который позволял сохранить монашеский уклад жизни и монашескую практику в обществе, которое создавали большевики. Этот институт просуществовал всё время существования СССР, превратившись в своего рода тайный орден людей, несущих монашеские послушания, одновременно выглядя лояльными членами советского общества.
Архимандрит Лев преследовал идею бескорыстного церковного служения, что было новаторской практикой для русского православия первых послереволюционных лет.
Далее, архимандрит Лев выступал с идеей аполитичности церкви и выстраивания позиций в отношениях со светской властью только там, где она начинала преследовать церковь. В условиях гражданской войны и давления на церковь у деятелей последней подчас складывалось активное и непримиримое отношение к коммунистической власти, особенно у эмигрировавшего духовенства. Архимандрит Лев, наоборот, видел смысл в том, чтобы избежать политической борьбы и сконцентрироваться на воспроизводстве церковных кадров и церковной организации, в том числе системы церковного образования. Протоколы следственных дел свидетельствуют, что архимандрит Лев, будучи твёрдым в своих убеждениях, отказывался давать какие-либо показания на членов своего братства, но на допросах подчёркивал, что относится к советской власти по возможности лояльно. Один из арестованных членов братства говорил, что в нём есть два крыла в плане отношения к советской власти, и наиболее лояльное, склонное к компромиссам крыло возглавлял архимандрит Лев (Егоров) (Шкаровский. 2018. С. 49).
Это свойство мировоззрения архимандрит Лев утверждал своим опытом идею непримиримости к доносительству. В частности, именно отказ доносить на солагерников стал причиной его расстрела.
Приведённые выше черты мировоззрения во многом определили стратегию выживания церкви при власти коммунистической партии, что имело следствием сохранение церковной организации вплоть до изменения отношения власти к церкви в период Великой Отечественной войны, а также относительно быстрое восстановление сил и церковное возрождение после легализации религии в советском и постсоветском обществе.
Наследие
Ключевым наследием архимандрита Льва (Егорова) является вклад в сохранение в СССР церковной организационной структуры и системы рукоположения, позволяющей осуществлять преемство среди носителей духовного сана, частично – институт тайного монашества. В 2008 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) Александро-Невское братство было восстановлено в формате межрегиональной общественной организации, возглавляемой на 2021 г. епископом Кронштадтским Назарием (Лавриненко). Организация нацелена на духовно-образовательную и патриотическую работу, имеет 5 региональных отделений в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве, Пскове и Волгограде.
Воспоминания об архимандрите Льве (Егорове) приведены в книге А. Э. Краснова-Левитина «Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания»: «Он остался у меня в памяти как образец церковного администратора. Он удивительно соединял исконную православную традицию с широкой культурой и тонким интеллектом. Это отражалось на всей жизни обители. Строгая уставность богослужения и постоянные проповеди. Строгий порядок, никакой давки, никакой толкотни – и наряду с этим никакой суровости, никаких строгостей. Монахи его уважали, но не боялись. Он любил молодёжь и умел её привлекать» (Краснов-Левитин. 1977. С. 206).