Ларра Марьяно Хосе де
Ла́рра Мариа́но Хосе́ де (Mariano José de Larra; Ларра-и-Санчес де Кастро, Larra y Sánchez de Castro) (24.3.1809, Мадрид – 13.2.1837, там же), испанский писатель, публицист, литературный критик, один из основоположников костумбризма. Родился в семье высокопоставленного врача, поддерживавшего режим Наполеона I Бонапарта. В 1813–1818 гг. вместе с родителями, опасавшимися политических преследований на родине, жил в эмиграции во Франции. В 1816 г. обучался в колледже в Бордо, где овладел французским языком, что позволило ему в начале 1820-х гг. переводить с французского отрывки «Илиады» Гомера. В 1824–1825 гг. учился в университетах Вальядолида, Валенсии, Мадрида, но нигде не окончил курса.
Литературную деятельность начал в 1828 г., выступив с сатирическими очерками «Оборотень и книгоиздатель», «Переписка оборотня», «Кафе», «Бой быков» и других, которые публиковал в собственном журнале «Сатирический оборотень современности» («El duende satírico del día», 1828). Вышло пять номеров журнала, после чего издание было запрещено. Несколько лет Ларра зарабатывал на жизнь сочинением од и переводами пьес с французского языка; 29 апреля 1831 г. в театре «Де ла Крус» (Мадрид) поставил комедию «Нет больше прилавка» («No más mostrador»), представляющую собой переделку водевиля Э. Скриба «Прощание с прилавком» («Adieux au comptoir», 1824). В 1832 г., когда после изменения политической ситуации в Испании цензура стала менее жёсткой, Ларра начал издавать журнал «Простодушный болтун» («El pobrecito hablador», 1832–1833), где публиковал свои новые очерки («Заклады и выкупы», «Весь мир – маскарад», «Скорый и несчастный брак», «Приходите завтра» и др.).
Темами очерков, часто написанных в форме писем к друзьям, становились незначительные на первый взгляд события, обращение к которым позволяло автору вскрыть глубокие проблемы современной ему испанской жизни, как то: аристократия, не желающая учиться и работать; бюрократия, глубоко пустившая корни в обществе и фактически уничтожившая страну; отсталость, символом которой стала старуха, так медленно читающая, что в 1829 г. читает газету за 1823 г., рассуждая о давно прошедших событиях как о современных. Стиль публицистических очерков Ларры, ставших одним из первых образцов костумбризма в испанской словесности, отличают ирония, переходящая в сарказм, остроумие, внимание к бытовым деталям. При этом автор использует эзопов язык, а сам выступает под маской чрезмерно болтливого и необычайно наивного жителя страны батуэков – бакалавра Хуана Переса де Мунгия.
В 1833–1836 гг. Ларра под псевдонимом «Фигаро» печатал в журнале «Испанское обозрение» («Revista Española») театральные и литературные рецензии, нравоописательные статьи и очерки («Я хочу быть актёром», «Вот я и журналист», «Дон Тимотео, или Литератор», «У нас в Испании», «Новое растение, или Мятежник», «Почти», «Пока что», «Человек – воздушный шар» и др.).
В 1835 г. путешествовал по Англии, Бельгии, Франции. По возвращении в Испанию продолжил заниматься публицистикой, поднимая в своих произведениях вопрос о необходимости революционного преобразования общества (статья «1830–1836 годы», очерки «Способы жизни, не дающие средств к жизни», «Вымогатели» и др.).
Последние очерки Ларры («Зимние часы», «Ночь под рождество 1836 г.» и др.) передают ощущение безвременья, отражают пессимизм и отчаяние автора, которому Мадрид видится как «обширное кладбище, где каждый дом – фамильная усыпальница, каждая улица – склеп, в котором похоронено какое-нибудь событие, и каждое сердце – урна с прахом утраченных иллюзий и желаний» («День поминовения усопших 1836 г.»). Под влиянием этих настроений писатель покончил с собой.
С появлением пьесы Ларры «Масиас» («Macías», 1834; поставлена в 1834 г. в театре «Принсипе» в Мадриде) о жизни легендарного галисийского трубадура связано утверждение традиций романтизма в испанском театре. В духе романтизма написан также исторический роман «Паж короля Энрике Слабого» («El doncel de don Enrique el Doliente», 1834).
Помимо публицистики, Ларра занимался изучением грамматики испанского языка, выступил автором учебника-словаря и нескольких филологических статей, в которых подчёркивал важность изучения родного языка и литературы. Сохранилась черновая рукопись учебника испанской грамматики, составленная им в 12–13-летнем возрасте, а также триста стихотворных строк «Исторической географии Испании».