Кулаков Владимир Александрович
Кулако́в Влади́мир Алекса́ндрович (род. 12.11.1955, Воронеж), российский артист цирка, жонглёр, режиссёр-постановщик, писатель, заслуженный артист РФ (1994).
Ранние годы
Окончил воронежскую музыкальную школу № 2 по классу баяна (педагог П. Ф. Ворсин, 1972), одновременно занимался в цирковой студии при Дворце культуры имени 50-летия Октября. В 1973 г. артист оригинального жанра (жонглёр) в эстрадном коллективе «И смех, и песня, и любовь» (руководитель Н. И. Варшавер) Воронежской областной государственной филармонии. В 1974–1976 гг. проходил срочную службу в Гвардейской Кантемировской танковой дивизии.
Артистическая карьера
В 1979 г. окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (педагог – режиссёр Ф. П. Земцев), дипломная работа – номер «Музыкальные танц-акробат-жонглёры» в дуэте с Л. Н. Хрипушиной. В 1989 г. окончил факультет журналистики Воронежского государственного университета имени Ленинского комсомола.
В 1979–1992 гг. работал соло-жонглёром, с 1988 г. также – шпрехшталмейстером в «Союзгосцирке». В 1990 г. создал уникальный номер «Танц-жонглёр манипулятор с обручами», в котором объединил жанры жонглирования и иллюзии. Артист жонглировал металлическими обручами, исполняя авторские трюки: жонглирование обручами с отскоком от земли; каскадный прокат обручей через голову; одновременный прокат 5 обручей по земле вокруг себя; заброс с подкруткой обручей и их возвращение к артисту прокатом по земле. С этими же обручами он демонстрировал классический иллюзионный трюк китайского цирка – соединение в цепь и разъединение цельных обручей. Уникальность номера заключалась в том, что впервые в практике мирового цирка был использован не традиционный реквизит – китайские иллюзионные кольца диаметром до 30 см, а велообода от гоночного велосипеда диаметром 64 см без высверленных отверстий под спицы. Большой размер реквизита усложнял исполнение иллюзионных трюков, секретный механизм увеличивался в размерах и становился виден зрителям. Кулаков и инженеры А. И. Яшин и Ю. Н. Махнев изобрели новый, незаметный механизм колец, который позволял отдавать все кольца, включая трюковое, в руки зрителям для поиска секрета (традиционно иллюзионисты оставляли трюковое кольцо у себя, предлагая зрителям исследовать кольца без секретного механизма).
2-я премия Всесоюзного конкурса артистов цирка (1992).
В 1992–2011 гг. артист Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. В 1993 г. создал оригинальный интерактивный номер «Эксцентриада с тарелками», где трости, на которых вращались фаянсовые тарелки, не крепились на стационарных подставках, а держали в руках зрители.
Кулаков выступал со своими номерами, ставил и вёл представления как шпрехшталмейстер-ведущий, исполнял песни, играл роли острохарактерных персонажей в спектаклях и программах этого цирка: «Небывальщина» (шпрехшталмейстер-директор старого цирка; режиссёр и автор сценария, совместно с Л. Л. Костюком, 1993), «Рыцари добрых сказок» (Шапокляк; режиссёры Ю. Д. Архипцев, В. А. Беляев, 1993), «Новогодний аттракцион в цирке 94» (режиссёр Е. А. Гинзбург, 1993), «Цирковое рандеву» (режиссёр Архипцев, 1994), «В созвездии чудес» (Хоттабыч; режиссёры Костюк, А. А. Осипов, 1998), «Ду-ра-да» (Шишок; режиссёры Костюк, Осипов, 2000), цирковой музыкальный спектакль «Свадьба соек» (Летучая мышь; режиссёр Е. А. Гинзбург, 2003), «Новогодние похищения или проделки БЯК» (Баба-яга; автор сценария, режиссёр, 2003), цирковой музыкальный спектакль «Цирк. Цирк. Цирк» (режиссёр Костюк, 2004). Выступал в роли центрального персонажа-символа – Золотого Буффа – в Международном цирковом фестивале «Золотой Буфф» (2008–2009, 2011).
В Большом Санкт-Петербургском государственном цирке участвовал в спектаклях и программах: «Алле-ап!» (шпрехшталмейстер; режиссёры А. А. Сонин, В. Т. Пантелеенко, 1988), «Восьмое чудо света», «Нет! –Бармалею наш ответ» (автор сценария, режиссёр совместно с Сониным; оба – 1992), «Мастера тринадцати», «Цирк-жокей и королева манежа», «Знаем мы эти сказки» (Цирк-жокей, исполнитель песен; автор сценария, режиссёр совместно с Сониным; все – 1995).
Поставил новогодний цирковой спектакль «Большая рождественская ёлка» по мотивам повести «Волшебник изумрудного города» А. М. Волкова (Рига, 2006). В этом же спектакле исполнил центральную роль волшебницы Гостинды и завершил выступления в жанре жонглирования (2007).
Поставил цирковой спектакль «Ура! Цирк приехал!» (Чебоксары, 2007). Вёл программу «Звёздные цирки мира» (Санкт-Петербургский дворец спорта «Юбилейный», 2009).
20 декабря 2005 г. в Центральном доме работников искусств прошёл его юбилейный творческий вечер «Жонглёр и не только…».
За рубежом гастролировал в Югославии (1983–1984), Индии (1986–1987; серебряная медаль национального цирка Бомбея, 1986), Японии (1992, 1994, 1998–1999), Республике Корея (1994–1995), Швеции (1996), Франции (1996–1997), Англии (1998, 2000, 2001, 2002), Корейской Народной Демократической Республике (2004; Гран-при «Золотая лира» международного фестиваля «Апрельская весна»), Израиле (2010).
Снялся в игровом фильме «Комедия строгого режима» (заключённый-жонглёр; режиссёры В. Н. Студенников, М. В. Григорьев, 1992). Консультант по цирку в кинокартине «Бедная крошка» (режиссёр Е. А. Гинзбург, 2006).
Озвучил 18 персонажей в аудиосказке «Новогодние приключения лисёнка Хвостика и Северного Оленя» Д. Н. Калановой и Е. А. Сказкиной (Сенюк) (2019).
«Артист года» Творческого союза цирковых деятелей России (2004). Специальный приз «Фарфоровый клоун» (за вклад в развитие циркового искусства) Большого Московского цирка на проспекте Вернадского (2005).
С 2006 г. академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, награждён орденом М. В. Ломоносова (за развитие российского циркового искусства), золотой медалью «Национальное достояние России» (2006).
Литературное творчество
С 14 лет Кулаков писал стихи, первые юношеские произведения опубликованы в воронежских периодических изданиях. В центральной прессе дебютировал рассказом «Последняя горсть опилок» (15.10.1983) в газете «Советский цирк» (с 1988 «Арена»), впоследствии в этом издании были опубликованы его лирические миниатюры «Цветы манежа» (9.5.1986), «Репортажи души» (9.1.1987), рассказы: «Браво, Нурек!..» (7.11.1986), «Гошка, Сан Саныч и другие» (24.7.1987) и подборка стихов о цирке (30.10.1987).
В 1980–1990-е гг. сформировался самобытный авторский стиль Кулакова – эмоционально яркий, с богатым ассоциативным фоном и педантично точный в бытовых и исторических деталях. Основной тематикой его литературного творчества стал цирк как обособленная профессиональная общность людей, живущих по исторически сложившимся традициям в особых условиях гастрольной работы. В этот период излюбленной литературной формой автора стала лирическая миниатюра – «микроновелла» (авторское определение). Были опубликованы подборки миниатюр «Всё беру на себя…» (газета «Поколение», литературное приложение журнала «Молодой Коммунар», Воронеж, 13.6.1989), «Королевство пяти обручей» (газета «Знамя юности», Минск, 24.10.1989), «Моё маленькое королевство» (журнал «Советская эстрада и цирк» № 5, 1990). В 1999 г. опубликованы сборники: «Представление продолжается…» (совместно с повестью Л. С. Бабушкина «Окольцованный король»; сборник переиздан в 2013 г. с добавлением новых микроновелл и повести в стихах «Девочка с Золотым билетиком»), «Я жив ещё пока…», «Ах, скажите вы мне…», «Шаги по Осени считая…».
В 2016–2022 гг. Кулаков создал романную тетралогию («Сердце в опилках», 2016; «Последняя лошадь», 2017; «Под куполом небес», 2019; «Песочные часы арены», 2022), в которой в жанре приключенческого экшена рассказал о жизни артистов цирка в 1970–2020-е гг.
В. В. Шигин, секретарь Союза писателей России, в предисловии к изданию романа «Последняя лошадь» (Кулаков. 2017. С. 6–7) заметил: «Роман В. Кулакова "Последняя лошадь" оставил у меня ощущение сопричастности с загадочным для большинства из нас и таинственным миром, именуемым цирк.
Сюжет книги – повседневная цирковая жизнь, какая она есть. При этом непосредственно выступления цирковых артистов и аплодисменты занимают в повествовании весьма малую часть. Это скорее некий фон, на котором развиваются основные события. Главные перипетии романа происходят не на арене, а за кулисами. Перед нами закрытое от посторонних глаз сообщество (даже орден, если хотите), которое живёт по своим законам чести. Артисты цирка в романе – люди совершенно различные и по своим привычкам, и по целям в жизни. Однако все они являются рыцарями своего ордена, законы которого для них превыше обид и сиюминутных интересов. Да, в повседневной жизни у цирковых всё как у остальных людей: любовь, измены, зависть, мелочные дрязги, нетерпимость. Но когда в цирк приходит беда, все мгновенно сплачиваются, превращаясь в единое целое! <...> Цирк в романе В. Кулакова – это миниатюрная модель нашей цивилизации, где отражены не только человеческие пороки, но и Величие Духа, Любовь и Доброта. На этих "трёх слонах" и держится наш мир. По словам автора: "Цирк – это круглая многогрань...".
Насколько я знаю, до Владимира Кулакова никто ещё столь детально и профессионально не описывал внутреннюю жизнь нашего цирка. Это не случайно. Чтобы взяться за такую сложную тему, необходимо быть не только профессиональным литератором, но и профессиональным цирковым. Владимир Кулаков является и тем и другим. Главы книги насыщены неожиданными поворотами. Хорошо построенные диалоги и обилие доброго юмора делает чтение занятием лёгким и увлекательным».
В сборник «Живёт, не унывая, арена цирковая» (2018) вошли юмористические рассказы и байки из цирковой жизни. Роман «Там, где кончается арена» (2019) завершил «приключенческий» период творчества Кулакова.
В 2022 г. вышел роман «Якобино» о трагической судьбе циркового клоуна, в котором Кулаков с исторической точностью передал атмосферу жизни Одессы конца 1930-х – начала 1970-х гг.
Написал сценарии, поставил и озвучил аудиоспектакли: «Я жив ещё пока...» (поэтические монологи, 2020), «Осень в стиле блюз...» (поэтические монологи, 2020), «Представление продолжается» (лирические монологи, 2020), «Озорные рассказы» (из цикла «Живёт, не унывая, арена цирковая»; юмористический спектакль одного актёра, 2020), «Девочка с Золотым билетиком» (моноспектакль, 2020), «Песочные часы арены» (моноспектакль, 2020), «Последняя горсть опилок» (рассказ, 2020), «Бродский в стиле джаз» (моноспектакль, 2021), «Репортажи Души» (моноспектакль, 2021), «Мой Пастернак» (моноспектакль, 2021), «Между строк» (моноспектакль, 2021), «Глазами Клоуна» (моноспектакль, 2022), «В начале было Слово…» (моноспектакль, 2023).
Член Московской организации Союза писателей России (2016). Литературная премия «Покой нам только снится» (с вручением медали имени А. А. Блока (2021). Лауреат конкурса «Преодоление» (2021) в номинациях: поэзия (премия «Кому на Руси жить хорошо», с вручением медали имени Г. А. Некрасова), проза (премия «Жизнь задыхается без цели», с вручением медали имени Ф. М. Достоевского), литературно-музыкальный спектакль (премия «Гранатовый браслет», с вручением медали имени А. И. Куприна). Награждён орденом «За вклад в литературу России 21 века» и Золотой медалью имени И. А. Бунина – за верность отечественной литературе (2020).
Жена – Кокорина Светлана Валериевна (род. 4.4.1962), артистка цирка. Сыновья: Александр Владимирович Кулаков; Роман Владимирович Кулаков (род. 12.1.1988), юрист.