Кулачковый механизм
Кулачко́вый механи́зм, механизм, в состав которого обычно входят два подвижных звена – кулачок (ведущее звено) и взаимодействующий с ним толкатель (ведомое звено), а также стойка (неподвижное звено). Подвижные звенья кулачкового механизма образуют высшую кинематическую пару. Кулачок – деталь в виде пластины, диска или цилиндра с поверхностью переменной кривизны, позволяющей при движении передавать сопряжённой детали (т. е. ведомому звену – толкателю или штанге) движение с заранее заданными параметрами и траекторией. Постоянный контакт толкателя с кулачком обеспечивается с помощью кинематического или силового замыкания. Кулачковые механизмы могут быть плоскими, пространственными или осевыми с плоским, тарельчатым либо роликовым толкателем (ролик устанавливается для уменьшения трения). Недостаток кулачковых механизмов – большое удельное давление в точке контакта кулачка с толкателем, а также сложность изготовления кулачка переменного профиля. Кулачковые механизмы применяют в различных областях машиностроения: двигателях внутреннего сгорания, металлорежущих станках, машинах для пищевой, текстильной промышленности, а также в механизмах автоматического или полуавтоматического действия для обеспечения «жёсткого» управления выполняемым процессом.