Культурная модель консенсуса
Культу́рная моде́ль консе́нсуса, методический подход к оценке и анализу агрегированных убеждений и мнений в ответах информантов с точки зрения их приемлемости в данной культуре, который позволяет выявить общие характеристики между сообществами и культурными группами. Авторы модели А. К. Ромни, У. Батчелдер и С. Уэллер считают, что в каждой культуре существуют разделяемые представителями этой культуры взгляды на мир, которые устанавливают некий консенсус по различным вопросам «картины мира», примиряя между собой носителей индивидуального жизненного опыта. Из этого следует, что набор таких общих взглядов может быть в каждой культуре ограничен или, как говорят авторы, «конечен». Значит, для установления факта «консенсуса» число информантов тоже может быть ограничено. Таким образом, данная логика приводит к возможности определить минимальный размер выборки, где после достижения конечного числа, «взгляды» должны в основном повторяться. В гомогенной выборке конечным числом является от 6 до 8 информантов. Экспериментально было подтверждено, что в такой выборке не менее 80 % различающихся между собой ответов на поставленные вопросы появляются после первых 6–8 интервью. Например, Гест, Банс и Джонсон для своего исследования по теме репродуктивного здоровья в ходе анализа 60 интервью разработали 36 кодов или позиций, отражающих взгляды участников. Авторы утверждают, что 34 кода из всех 36 были получены после первых 6 интервью, а 35-й код появился после 12 интервью. Таким образом, этой логикой можно обосновать число информантов в гомогенной выборке до начала полевого этапа исследования (Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М., 2012. С. 106–107).