Куба. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Ку́бы. Большое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры, которая требует модернизации. Куба имеет транспортную сеть по всей территории острова, что позволяет решать социально-экономические задачи как внутри страны, так и за её пределами.
В 2020 г. перевезено 1118,7 млн пассажиров. Около 50 % пассажироперевозок приходится на автобусы (623 млн человек в 2020; 1102 млн человек в 2019). Грузовые перевозки (62,7 млн т в 2020) выполняются в основном автомобильным (70 %) и железнодорожным (19 %) транспортом; 10 % приходится на морской каботаж, 1 % – на международный морской транспорт (включая совместные компании).
Значительная часть инвестиций, вложенных в отрасль, направляется на восстановление и модернизацию существующей авто- и железнодорожной инфраструктуры. В середине 2010-х гг. были закуплены локомотивы и автобусы. В сотрудничестве с рядом стран (в том числе с Россией) разработана и реализуется комплексная программа модернизации железных дорог.
Автомобильный транспорт
Плотность дорог 66,7 км/100 км2. Общая протяжённость автомобильных дорог превышает 70 тыс. км (2020).
Наиболее важные – Центральная магистраль [Carretera Central de Cuba; протяжённость 1139 км, разделена на две ветви от Гаваны: одна идёт на восток (до г. Баракоа провинции Гуантанамо), другая – на запад (до г. Ла-Фе провинции Пинар-дель-Рио); связывает 14 из 15 провинций страны (за исключением провинции Сьенфуэгос); с запада на восток соединяет города Ла-Фе, Сандино, Сан-Хуан-и-Мартинес, Пинар-дель-Рио, Артемиса, Гавана, Сан-Хосе-де-лас-Лахас, Матансас, Колон, Санта-Клара, Санкти-Спиритус, Сьего-де-Авила, Флорида, Камагуэй, Лас-Тунас, Ольгин, Баямо, Пальма-Сориано, Сантьяго-де-Куба, Гуантанамо, Баракоа; нулевой километр зафиксирован у Национального Капитолия в Гаване; магистраль считается одним из семи чудес гражданского строительства и архитектуры на Кубе], Национальное шоссе (La Autopista Nacional; протяжённость 597 км; соединяет Гавану с городами Санта-Клара и Санкти-Спиритус на восточном направлении и с г. Пинар-дель-Рио – на западном), магистраль Ла-Виа-Бланка (La Vía Blanca) (одно из лучших с точки зрения технического состояния шоссе; связывает столицу с курортным г. Варадеро), платный участок шоссе Варадеро (соединяет окраины г. Матансас с пляжами Варадеро), шоссе Пинар-дель-Рио, шоссе Мелена-дель-Сур и др.
Железнодорожный транспорт
Куба имеет разветвлённую сеть государственных железных дорог, используемых для перевозки пассажиров и товаров от г. Гуане (провинция Пинар-дель-Рио) в самой западной части острова до залива Гуантанамо в юго-восточной части. Плотность железных дорог составляет 79,7 км путей на 1 тыс. км2 территории, ширина железнодорожной колеи 1435 мм. Железнодорожным транспортом ежегодно перевозится 8 млн пассажиров и 8,5 млн т грузов. Общая протяжённость железных дорог 8367 км [из них 5064 км – общего пользования, 3303 км – промышленные железнодорожные пути, используемые для нужд предприятий агропромышленного комплекса (транспортировка сахарного тростника на сахарные заводы), горнодобывающей и других отраслей промышленности]. Центральная железнодорожная линия (протяжённостью 835 км) проходит от Гаваны до Сантьяго-де-Куба. Поезда также отправляются из Гаваны в Пинар-дель-Рио, Сьенфуэгос, Санкти-Спиритус, Ольгин, Мансанильо и Гуантанамо. Столица Кубы обслуживается сетью пригородных поездов. Лишь 124 км железных дорог электрифицированы. Железнодорожный транспорт страны находится в ведении государственной компании «Кубинская железная дорога» (1837).
Морской транспорт
В стране имеется 32 коммерческих порта. Среди наиболее важных – Гавана, Сантьяго-де-Куба, Мариель (провинция Артемиса; оборудованные и приспособленные для обработки и хранения грузов; имеют контейнерные терминалы). Суммарный грузооборот портов составляет около 7 млн т (2020; в том числе экспортные грузы 22,7 тыс. т, импортные 353,1 тыс. т, каботажные перевозки 6,6 млн т).
Гавана – главный морской порт страны (основан в начале 16 в.), используемый в основном для промышленных грузоперевозок (экспорт, импорт и каботаж). Расположенный у входа в Мексиканский залив порт является важным перевалочным пунктом для грузов, перевозимых между Северной и Южной Америкой, а также между Европой и Америкой.
Порт Мариель (самый современный в стране) находится в морском коридоре Флоридского пролива. Имеет хорошо оборудованный контейнерный терминал высокой вместимости, приспособленный для приёма больших судов-контейнеровозов типа Super Post-Panamax.
Авиационный транспорт
На Кубе 10 международных аэропортов: имени Хосе Марти (Гавана; 1930; с 1936 международный – совершён первый полёт в Мадрид; главный и самый крупный аэропорт страны с пропускной способностью 1,5 тыс. пассажиров в час; пассажирооборот 5,7 млн человек; 2017; включает 5 терминалов: Т1 – для внутренних рейсов, Т2 и Т5 – для международных чартерных рейсов, Т3 – основной терминал, обслуживающий регулярный международный трафик, отдельный дополнительный терминал грузовых перевозок), Хуан Гуальберто Гомес (Варадеро; 2-й по загруженности в стране после аэропорта имени Хосе Марти), Франк Паис (Ольгин), Хардинес-дель-Рей (Кайо-Коко), Вило Акунья (о. Кайо-Ларго), Антонио Масео (Сантьяго-де-Куба), Хайме Гонсалес (Сьенфуэгос), Сьерра-Маэстра (Мансанильо), Игнасио Аграмонте (Камагуэй), Абель Сантамария (Санта-Клара). Действуют 15 аэропортов местного значения. В связи с активным развитием туристической инфраструктуры на Кубе и ожидаемым ростом международного туристического потока в страну правительством планируется расширение и модернизация аэропортов, располагающихся близ основных туристических центров.
Авиаперевозки осуществляются национальной кубинской авиакомпанией Cubana de Aviación (Гавана), компаниями Aero Caribbean (Гавана; рейсы в страны Центральной и Южной Америки), Aerogaviota (Гавана; чартерные рейсы).