Кригер-Войновский Эдуард Брониславович
Кри́гер-Войно́вский Эдуа́рд Бронисла́вович (Эдуард Брониславович Войновский-Кригер) [6(18).3.1864, Майкоп – 3.1.1933, Берлин], российский государственный деятель, деятель эмиграции, инженер, мемуарист, действительный статский советник (1911). Дворянин. По вероисповеданию лютеранин. Окончил механическое отделение Санкт-Петербургского практического технологического института (1886, со степенью инженера-технолога) и Институт инженеров путей сообщения императора Александра I (1889, со званием гражданского инженера).
Биография до 1917 г.
Выпускник Владикавказского 1-го реального училища (1881).
После окончания Института инженеров путей сообщения служил с 1889 г. по вольному найму на Николаевской железной дороге в инспекции по надзору за восстановлением императорского поезда, разбитого при крушении в Борках 17(29) октября 1888 г. С 1890 г. на службе в Инспекции императорских поездов Министерства путей сообщения, с 1891 г. ревизор вагонов. Начальник Главного депо службы тяги объединённых Балтийской и Псково-Рижской железных дорог (1893–1898), начальник службы движения этих дорог (1898–1899). В 1899–1906 гг. служил в администрации Юго-Западных железных дорог. Публиковался в русских технических журналах. В 1906–1909 гг. управляющий Эксплуатационным отделом Управления железных дорог Министерства путей сообщения.
В 1909–1915 гг. управляющий Владикавказской железной дорогой. В период его управления на оборудование дороги было затрачено до 100 млн руб., построено около 640 км новых линий и до 384 км вторых путей, открыты новые Главные вагонные мастерские во Владикавказе, дорожная больница в Ростове-на-Дону, разработан проект электрификации части линии. В собственность дороги были приобретены нефтяные промыслы и угольные рудники. Управление дороги строило школы, приемные покои, санатории и курорты для её служащих и рабочих. Владел каменными домами в г. Грозный.
В феврале 1916 г. назначен членом от Министерства путей сообщения в Комитет управления железными дорогами (сверх штата); с марта того же года товарищ председателя Главного комитета при Министерстве путей сообщения по оказанию помощи лицам, пострадавшим от военных действий. Товарищ министра [15(28) апреля 1916 – 28 декабря 1916 (10 января 1917)] и министр [28 декабря 1916 (10 января 1917) – 28 февраля (13 марта) 1917] путей сообщения. Председатель Комитета заготовлений при Министерстве путей сообщения (с июня 1916). Кригер-Войновский признавал неудовлетворительным состояние железнодорожных перевозок в период его министерской деятельности, отмечая слабость российской железнодорожной сети в целом, которая особенно усугублялась условиями военного времени (в 1916 на нужды обороны было выделено около 50 % всех перевозочных средств, произошло значительное сокращение пассажирских перевозок). Предполагал увеличить эффективность работы железнодорожного транспорта за счёт более точного распределения подвижного состава, установления гибкого графика грузовых перевозок. Выступал за расширение железнодорожного строительства. Нехватку хлеба в Петрограде накануне Февральской революции 1917 г. рассматривал в качестве политической провокации, утверждая, что железнодорожные поставки обеспечивали в столице месячный запас муки при ежедневном подвозе в размере не менее суточной потребности. В целом объём грузов, перевезённых в 1916 г., вырос более чем на 20 % по сравнению с 1913 г.
После крушения монархии
28 февраля (13 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции арестован членом Государственной думы прогрессистом А. А. Бубликовым, направленным с отрядом солдат в здание Министерства путей сообщения. Освобождён 2(15) марта. С мая 1917 г. член правления и председатель Владикавказской железной дороги. Летом 1918 г. выехал с семьёй через Киев в Ростов-на-Дону, затем вместе с правлением Владикавказской дороги переехал в Новороссийск. В сентябре 1920 г. назначен министром путей сообщения в Правительстве Юга России.
В ноябре 1920 г. эмигрировал. С 1921 г. жил в Белграде, где возглавил «Южнославянский союз русских инженеров». С 1927 г. жил в Париже. Руководил русским строительным обществом «Котриб» (организовано А. Ф. Треповым). Член Совета Российского торгово-промышленного и финансового союза. Товарищ председателя, председатель (с 1931) Федерации союзов русских инженеров за границей. В 1932 г. избран почётным членом Национального объединения русских инженеров. Председатель Совета Российского центрального объединения.
Награждён орденами Святого Владимира 3-й степени (1913), Святого Станислава 1-й степени (1915), Святой Анны 1-й степени (1916) и др., рядом иностранных орденов.
Похоронен на кладбище Тегель в Берлине.