Консистентность интерфейса
Консисте́нтность интерфе́йса (англ. user interface consistency; согласованность интерфейса), принцип проектирования пользовательских интерфейсов, согласно которому подобные элементы представлены единообразно, а взаимодействие с ними происходит одинаково.
Консистентность позволяет пользователям применять знания о внешнем виде, расположении и функциях элементов интерфейсов, полученные при использовании других продуктов, снижая когнитивную нагрузку. Кроме того, она помогает прогнозировать поведение интерфейса, чувствовать контроль над системой и быстрее осваивать её, повышая удобство взаимодействия.
Консистентность входит в списки эвристик проектирования интерфейсов, сформулированных разными авторами: Б. Шнайдерманом, Я. Нильсеном и Р. Моликом, Б. Тоньяццини и др. Таким образом, она представляет общее правило проектирования, нарушать которое стоит лишь в исключительных случаях.
Различают внешнюю и внутреннюю консистентность. Внешняя консистентность – соответствие элементов пользовательского интерфейса устоявшимся паттернам дизайна, в том числе применение элементов в том виде и для тех действий, как они изначально определены. Например, гиперссылки имеют подчёркивание, а при нажатии на них происходит переход на новую страницу. Внутренняя консистентность в узком смысле – это согласованность подобных элементов внутри цифрового продукта. Например кнопки, выполняющие одинаковые действия, по всему продукту называются одинаково. Внутренняя консистентность в широком смысле – согласованность дизайна семейства цифровых продуктов. Например, сохранение документа во всех продуктах Microsoft Office расположено в разделе меню «Файл».
Консистентность касается не только интерактивных элементов (их внешнего вида, расположения, размера, назначения), но и типографики, цветов, терминов, а шире – макетов страниц, структуры контента, навигации по системе, способов взаимодействия (например, жестов), тона голоса продукта.
На практике нарушение консистентности интерфейса без необходимости кроме снижения удобства может вызывать у пользователей ещё и ощущение того, что продукт недоработан.
Исламова Анна Андреевна