Кольцеплан
Кольцепла́н (колеоптер), летательный аппарат с крылом, имеющим при виде спереди правильную кольцевую форму.
В схеме летательного аппарата, предложенной М. В. Сухановым в 1936 г., внутренняя полость кольцевого крыла обдувается воздушной струёй, отбрасываемой двумя соосными винтами противоположного вращения, расположенными на входе в крыло. Хвостовое оперение в конце короткого фюзеляжа и элероны, установленные на двух профилированных пилонах, крепящих кольцевое крыло к фюзеляжу, находятся в зоне интенсивного обдува струёй от винтов, что повышает их эффективность. Такая аэродинамическая схема имеет некоторые особенности. Например, на закритичных углах атаки срыв потока будет происходить без нарушения симметрии обтекания и, следовательно, кольцеплан будет неспособен к авторотации.
В 1959 г. во Франции фирмой BTZ (техническое бюро Г. Зборовского) совместно с двигателестроительной фирмой Snecma (Société Nationale d'Etude et de Construction de Moteurs d'Aviation, ныне подразделение группы Safran) был построен экспериментальный летательный аппарат с кольцевым крылом (самолёт вертикального взлёта и посадки с турбореактивным двигателем), получивший название «колеоптер», и проведены его испытания в вертикально подвешенном состоянии.
В 2004 г. состоялся первый полёт кольцеплана А. А. Нарушевича с овальным крылом, важной особенностью которого было отсутствие непосредственного крепления крыла к фюзеляжу. Он располагался внутри крыла на стойках и подвесах, в результате чего подъёмная сила создавалась по всей поверхности крыла.