Климов Александр Михайлович
Кли́мов Алекса́ндр Миха́йлович (род. 22.8.1956, село Кутузовка района имени Сергея Лазо Хабаровского края), советский и российский лётчик-испытатель 1-го класса (1992), заслуженный лётчик-испытатель РФ (2003), Герой Российской Федерации (2006), полковник (2009).
В Вооружённых Силах с 1973 г.
По окончании в 1977 г. Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков (с 2010 филиал Военного учебно-научного центра Военно-Воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина») направлен в вертолётные подразделения авиации Сухопутных войск.
В 1982–1984 гг. проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. В должности командира авиационного отряда участвовал в боевых действиях. Вертолёт Климова 5 раз получал существенные повреждения, но каждый раз, благодаря мастерству пилота, возвращался на аэродром. Во всех случаях лётчику удавалось спасти не только авиационную технику, но и личный состав, находившийся на борту. Совершил в общей сложности 980 боевых вылетов на нанесение огневых ударов по бандформированиям, эвакуацию раненых и погибших военнослужащих. В 1985 г. получил назначение на лётно-испытательную работу. В 1986 г. окончил обучение в Центре подготовки лётчиков и штурманов-испытателей ВВС Государственного лётно-испытательного центра имени В. П. Чкалова (Ахтубинск). В 1986–1994 гг. служил в качестве старшего лётчика-испытателя в Государственном Краснознамённом научно-исследовательском институте имени В. П. Чкалова. В 1994 г. уволен с военной службы в запас в звании подполковника, перешёл на лётно-испытательную работу в Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля. Мастер испытаний по определению лётно-технических характеристик вертолётов и двигателей, их боевых возможностей. Внёс весомый вклад в выполнение свыше 30 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов авиационной техники. Участвовал в подготовке методик по проведению лётных испытаний новой техники и по выполнению сложных видов лётной подготовки пилотов вертолётов, в том числе по осуществлению посадки вертолёта в режиме самовращения несущего винта.
Освоил пилотирование и применение нескольких десятков типов вертолётов и их модификаций. Наибольшее количество испытательных полётов выполнил на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-34 и всех их модификациях.
В свои 50 лет имел 5100 ч общего налёта на вертолётах, из них 1700 ч испытательных полётов. Неоднократно отстаивал честь российской авиации при демонстрации авиационной техники на международных аэрокосмических салонах, одним из первых в России освоил и внедрил высший пилотаж на вертолётах Ми-34 и Ми-28.
Важным достижением в профессиональной деятельности летчика-испытателя и успехом коллектива Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля стало создание круглосуточного боевого ударного вертолёта Ми-28Н. Климов внёс свой вклад в его разработку и проведение доводочных летно-конструкторских и государственных совместных испытаний вертолёта, по результатам которых начат выпуск установочной партии вертолётов для ВВС Российской Федерации. В 2005 г. он поднял в небо первый серийный вертолёт Ми-28Н.
Звания Героя Российской Федерации удостоен за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники» (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 2006 № 1295).
Ныне продолжает работать в лётно-испытательном комплексе Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля.
Награждён орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями, в том числе медалью П. Н. Нестерова (1998).