Кликбейт
Кликбе́йт (англ. clickbait, от click – щелчок и bait – приманка), способ недобросовестного привлечения внимания к рекламному или информационному сообщению. Кликбейт используется в баннерной рекламе и заголовках интернет-СМИ. Приём построен на преувеличении, частичном умолчании, создании интриги.
В баннерах, содержащих кликбейт, используются примитивные средства выразительности: крупные буквы, восклицательные знаки, ультимативные призывы пройти по ссылке, обещания «раскрыть всю правду» о чём-либо. В заголовках интернет-СМИ могут применяться более тонкие приёмы: умолчание, игра на читательских ожиданиях.
Кликбейт в СМИ – естественное продолжение традиции таблоидов, т. е. бульварной, или «жёлтой», прессы, сформировавшейся еще в 19 в. Кликбейт является современной формой газетной сенсации, способом подачи новостей, характерным для таблоидов, «жёлтой прессы». В определённой мере он практикуется солидными изданиями.
Цель кликбейта – привлечь пользователей на страничку СМИ, т. к. интернет-площадки зарабатывают на трафике, количестве посещений и просмотров. Иногда переход по ссылке с «кликбейтным» заголовком может привести к заражению компьютера вирусом. Пользователь может также стать жертвой мошенников, попытавшись оформить подписку на платный контент (Маслов. 2020). В жанровом отношении баннерный кликбейт относится к «продающим текстам», содержащим призыв к действию (англ. call to action), например «Жми сюда!» или «Успей заказать!».
Кликбейт – это одна из крайностей, в которые могут впасть журналист и редактор, придумывая заголовок соответственно своей задаче – сформулировать текст так, чтобы он одновременно не был бы скучным, т. е. указывал бы на уникальное, свежее и общественно значимое событие, но также не вводил бы читателя в заблуждение.
Распространённый способ привлечения внимания – ссылка на авторитет. Например, анекдотичными персонажами СМИ стали «британские учёные», исследующие, например, грибковые инфекции у божьих коровок или склонность ко лжи у шестимесячных младенцев. Кликбейтом занимаются и просветительские, научно-популярные издания. Написание статей на злободневные темы, например об исследованиях, касающихся секса, взаимоотношений мужчин и женщин, современных политических учений, массовой культуры, часто предполагает использование кликбейта. Кроме того, кликбейты обыгрываются в популярной культуре. Например, приём кликбейта использовали герои мини-сериала «Кликбейт» («Clickbait», 2021).