Клермонский собор 1095
Клермо́нский собо́р 1095, собор Римско-католической церкви, проходивший 18–28 ноября в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран).
Исторический контекст и ход собора
Созван папой Римским Урбаном II, приехавшим во Францию, чтобы принять меры по продвижению церковной реформы и заручиться поддержкой в борьбе против императора Генриха IV и антипапы Климента III. Клермонскому собору предшествовали несколько церковных соборов в Италии, ознаменовавших успехи пап Римских в борьбе с императорами: в Мельфи (1089), Беневенто (1091), Трое (1093) и Пьяченце (март 1095; на нём присутствовала делегация из Константинополя с просьбой о помощи в борьбе против турок-сельджуков). В середине августа 1095 г. Урбан II прибыл в Ле-Пюи (в Оверни), откуда разослал приглашения архиепископам и некоторым епископам Франции на собор в Клермоне.
Торжественное открытие собора состоялось в воскресенье, 18 ноября 1095 г. Заседания проходили скорее всего в кафедральном соборе или в церкви Нотр-Дам-дю-Пор. В работе собора приняли участие 12 (по другим сведениям – 13) архиепископов (Бордо, Буржа, Лиона, Нарбона, Оша, Пизы, Реджо-Эмилии, Реймса, Санса, Толедо, Тура, возможно, Таррагоны и Экс-ан-Прованса) и 80 до 400 епископов, главным образом из южных регионов Франции. Диоцезы на территории Священной Римской империи были представлены лишь нескольким епископами, английские прелаты не присутствовали.
Клермонский собор принял около 30 канонов, их содержание и порядок в разных церковно-правовых сборниках не совпадают. Собор начался с провозглашения «Божьего мира», под которым подразумевался запрет на военные действия и на насилие по отношению к безоружным в определённые дни и периоды церковного календаря. В отдельных значимых рукописях упоминается об индульгенции крестоносцам (в конце канонов дополнительно указано, что «Божий мир» распространяется на имущество крестоносцев).
В большей части канонов собора воспроизводятся положения, которые были приняты предшествующими соборами и составляли основу григорианской реформы: запрет симонии, запрет мирянам совершать инвеституру клириков, обязательный целибат для клириков, укрепление церковной дисциплины. Отдельные каноны содержат запрет занимать церковные должности лицам, не получившим рукоположения; запрет ношения оружия клириками; запрет мирянам получать церковную десятину и наследовать имущество клириков; предписание обязательно исповедоваться и совершать покаяние, соблюдать предписанные посты и др. Главной целью всех решений объявлялось избавление Церкви от зависимости от любых светских властей.
Клермонский собор принял также ряд решений по церковно-политическим вопросам и территориальным спорам. Были отлучены от Церкви Гвиберт Равеннский (антипапа Климент III), император Генрих IV (повторно после собора в Пьяченце), французский король Филипп I и его вторая жена Бертрада де Монфор (за вступление в не санкционированный церковными властями брак). Собор подтвердил примат архиепископа Лиона над церковными провинциями Руана, Санса и Тура, а также юрисдикцию архиепископа Турского над Бретанью. Папа Урбан II смог уладить давний территориальный конфликт между аббатствами Клюни и Ла-Шез-Дьё из-за аббатства Моза (близ Клермона), которое было признано дочерним монастырем Клюни. Несколькими соборными постановлениями были удовлетворены претензии Клюни и на ряд других церквей и монастырей, урегулирован ряд других внутрицерковных конфликтов.
Проповедь крестового похода
27 ноября, накануне закрытия собора, папа Урбан II произнес перед собравшимися клириками и мирянами проповедь о крестовом походе. Сведения об этой проповеди сохранились в нескольких источниках, при этом в каждом из них имеется особая версия. В самом раннем источнике – анонимном сочинении «Деяния франков» (Gesta Francorum, около 1100) содержится только краткий пересказ проповеди. Подробнее и, как считается, точнее всего, она изложена в труде Фульхерия Шартрского «Иерусалимская история» (между 1101 и 1105): папа сначала обратился к клирикам и сказал о необходимости церковных реформ, о недопустимости симонии, об отлучении от Церкви воров и поджигателей домов. Во второй части проповеди папа говорил о нападениях турок и необходимости защитить восточных христиан. Всем, кто погибнут в походе, папа обещал немедленное отпущение грехов. Подчёркивалось, что участие в крестовом походе дает возможность тем, кто раньше сражались со своими братьями и родственниками, стать воинами Христа (Christi milites). У Роберта Монаха в «Иерусалимской истории» (1107 или между 1110 и 1118) речь папы была представлена как обращение к французам: сначала понтифик упомянул о красоте французских земель, напомнил о славе франкских императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого, потом воспел красоту Святой земли, подобной земному раю. По словам папы, французы воюют друг с другом потому, что у них слишком мало земли, им следует завоевать территорию нечестивого народа. Урбан II указал на святость Иерусалима как места Страстей Господних: тот, кто отправится в поход, чтобы освободить Иерусалим от неверных, очистится от грехов. Роберт Монах отмечал, что по окончании папской проповеди толпа стала кричать: «Это угодно Богу» (лат. Deus vult), что впоследствии стало девизом крестоносцев. Согласно Бальдерику, архиепископу Дольскому, другу и покровителю Роберта Монаха, папа Урбан II начал проповедь со слов о том, как страдают христиане в Иерусалиме и Антиохии, как турки превращают христианские церкви в конюшни и поклоняются идолам в Храме Соломона. Папа призвал следовать примеру ветхозаветных израильтян и сражаться с язычниками, а не убивать друг друга. Епископам надлежит возвестить об этом в своих диоцезах, в проповедях призывать к походу на Иерусалим и молиться о победе.
Официальное закрытие состоялось 28 ноября 1095 г.; были повторно зачитаны привилегии диоцеза Арраса, выделенного из епископства Камбре и включенного в состав церковной провинции Реймс. Затем с некоторыми епископами (conventus episcoporum) папа обсудил дату начала похода и кандидатуры тех, кто могли бы его возглавить. Поскольку папа Урбан II не готовил военную операцию, а призывал к религиозному движению, во главе похода, по его замыслу, должен был встать легат Адемар Монтейский, епископ Ле-Пюи. После Клермонского собора Урбан II путешествовал по Франции ещё 8 месяцев, провёл соборы в Туре (март 1096) и Ниме (июль 1096), на которых тоже призывал к освобождению Иерусалима.