Х-55
Х-55, крылатая ракета большой дальности (также используется обозначение РКВ-500А4), оснащённая автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения с корректировкой траектории по рельефу местности. Предназначена для поражения объектов без захода самолёта-носителя в зону действия противовоздушной и/или противоракетной обороны противника. Может оснащаться как ядерными, так и неядерными боеголовками. Обозначение по классификации НАТО – AS-15 «Kent».
Разработка и принятие на вооружение
Разработка ракеты началась в ответ на планы США по переоборудованию части парка стратегических бомбардировщиков В-52 в самолёты – носители крылатых ракет большой дальности AGM-86 и работы по оснащению ими стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков В-1. Эти планы подтолкнули военно-политическое руководство СССР к проведению коренной модернизации стоящих на вооружении стратегических самолётов-ракетоносцев и разработке нового поколения крылатых ракет авиационного базирования.
Носителем крылатых ракет большой дальности Х-55 был выбран освоенный в серийном производстве самолёт-бомбардировщик Ту-95.
Разработчиком ракеты выступило Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» (генеральный конструктор И. С. Селезнёв), проектированием системы управления ракетным оружием и системы управления ракеты занималось НПО «Алмаз», двигателя (РДТТ) ракеты – казанское ОКБ «Союз» (главный конструктор О. Н. Фаворский), специальной боевой части – Всероссийский НИИ автоматики имени Н. Л. Духова. В программе были задействованы более 100 предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов министерства авиационной промышленности, министерства радиопромышленности и других ведомств. Ракета была принята на вооружение 25 декабря 1979 г.
Коллективу МКББ «Радуга» во главе с Селезнёвым и другими специалистами оборонных предприятий за создание ракеты Х-55 были присуждены Ленинская и 5 Государственных премий, а 1500 человек были удостоены правительственных наград.
Особенности и тактико-технические характеристики крылатой ракеты Х-55
Наведение ракеты Х-55 осуществляется автономной автокорреляционной инерциальной системой, позволяющей осуществлять корректировку траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед запуском программа полёта содержит цифровую эталонную карту рельефа местности по маршруту. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показателями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса.
Краткие тактико-технические характеристики ракеты Х-55
Характеристика | Параметр |
Длина, м | 8,9 |
Диаметр корпуса, м | 0,51 |
Размах крыла, м | 3,1 |
Стартовый вес, кг | 1700 |
Мощность ядерной боевой части, кт | 200 |
Масса боевой части, кг | 150 |
Дальность полёта, км | 2500–3000 |
Скорость полёта, км/ч | 750 (0,77 M) |
Высота пуска, м | 200–12 000 |
Высота полёта на маршевом участке, м | 50–200 |
Двигатель | P95-300, двухконтурный ТРД, с тягой 300–350 кг |
Модификации
Дальнейшим развитием ракеты Х-55 стала ракета Х-55СМ, имеющая бо́льшую дальность полёта за счёт наружных (конформных) топливных баков; принята на вооружение в 1987 г.