Казахстан. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Казахста́на. Один из наиболее быстрорастущих секторов экономики Казахстана [2010 – 51,7 % валового внутреннего продукта (ВВП); 2021 – 59,7 % ВВП]. Отраслевая структура сферы услуг отражает начальный этап её развития. Важнейшие отрасли: оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов (30,7 % стоимости услуг, 2019); услуги в социальной сфере, включая образование и здравоохранение (17,6 %); услуги, связанные с недвижимым имуществом, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства (13,6 %); государственное управление (7,3 %); банковско-финансовые услуги (6,0 %); рекреационные услуги (2,0 %). Развиваются сфера страховых услуг, информационная инфраструктура, телекоммуникации и связь.
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк Республики Казахстан (Национальный банк Казахстана) является центральным банком и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. В пределах своей компетенции представляет интересы государства в отношениях с центральными и прочими банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Выступает в качестве регулятора всего финансового рынка страны.
Второй уровень банковской системы представлен всеми остальными банками в Казахстане, т. е. коммерческими банками, за исключением Банка развития Казахстана, деятельность которого регулируется специальным законодательным актом.
Ведущие коммерческие банки: Народный банк Казахстана, Kaspi Bank, Bereke Bank, Отбасы банк, ForteBank.
Казахстанская фондовая биржа (Kazakhstan Stock Exchange – KASE), штаб-квартира в г. Алма-Ата, занимает второе место среди бирж на постсоветском пространстве по капитализации рынка акций; основана в 1993 г.
Общее количество объявленных акций Казахстанской фондовой биржи составляет 5 млн, размещено около 1,1 млн акций, количество выкупленных биржей ценных бумаг – более 13 тыс. акций; акционеров – 54 (1 января 2021).
В структуре внутренней торговли продовольственными товарами преобладают (2019): мясо и мясопродукты (15,6 %), напитки, включая алкогольные (15,2 %), фрукты и овощи свежие (10,9 %), молочные продукты и яйца (10,8 %), изделия хлебобулочные (5,9 %) и др.
В структуре торговли непродовольственными товарами превалируют: одежда (12,6 %), строительные материалы (8,1 %), компьютеры и программное обеспечение, оборудование электросвязи (6,6 %), электрические бытовые приборы (5,7 %), медицинские и фармацевтические товары (5,1 %) и др.
Объём розничной торговли в стоимостном выражении (2019) составляет 11 327,6 млрд тенге. Торговля непродовольственными товарами – 7765,1 млрд тенге, продовольственными – 3562,4 млрд тенге. Почти ⅓ всего объёма розничной торговли республики приходится на Алма-Ату (29,9 %), 11,2 % – на Астану и 8,9 % – на Восточно-Казахстанскую область.
Ведущие компании розничной торговли: торговая сеть Sulpak (Arena S; 1992), Magnum Cash & Carry (2007), оптово-розничная сеть «Анвар» (1993), Technodom Operator (2002), «Прима Дистрибьюшн» (1993).
Число абонентов фиксированного Интернета Казахстана (система Казнет функционирует с 1994) составляет 2511,6 тыс. ед. (2019; 381,2 тыс. в 2007; 1976,0 тыс. в 2013). Число фиксированных телефонных линий – 3072,5 тыс. ед. (2019; 3236,9 тыс. в 2007; 4393,0 тыс. в 2013).
Ведущая телекоммуникационная компания «Казахтелеком» (1994, национальный телекоммуникационный оператор) присутствует в 237 городах (включая региональные центры), имеет 3,4 млн абонентов фиксированной голосовой связи; доля рынка – 93 %; 1,7 млн абонентов широкополосного доступа; доля рынка – 68 % (2019).
Число внутренних туристов (число посещений; 2018) – 5864,7 тыс. человек, из них в местах размещения – 4695,9 тыс. человек, санаторно-курортных организациях – 296,9 тыс. человек, особо охраняемых природных территориях – 871,9 тыс. человек.
Количество денежных средств, потраченных внутренними туристами в стране (объём услуг, оказанный местами размещения), – 108,4 млрд тенге (2017; 59,7 млрд в 2013; 31,2 млрд в 2007).
Въездной туризм составляет в среднем около 7 млн человек ежегодно. Выездной туризм – 10,6 млн человек (2018).
Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 г. предполагает системные планы развития туризма: Щучинско-Боровской курортной зоны в Акмолинской области, горнолыжной зоны вблизи Алма-Аты, зоны отдыха «Кендерли», а также мастер-план кластерной программы развития туризма в Восточно-Казахстанской области.