Избрание «князя-папы» – номинального главы «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора»
Избрание «князя-папы» – номинального главы «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора». Одной из важнейших пародийных церемоний «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» были выборы его номинального главы – шутовского патриарха «князя-папы», высмеивавшие преимущественно избрание папы Римского.
Порядок этой церемонии известен главным образом по особому «чину избрания», написанному самим царём Петром I в 1717 г. после кончины «князя-папы» думного дворянина Н. М. Зотова и избрания вместо него боярина П. И. Бутурлина (из рода Бутурлиных) и изданному историком М. И. Семевским (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. 1682–1725. [С приложениями.] // Семевский М. И. Слово и дело! 1700–1725. Санкт-Петербург, 1885. С. 300–305).
Выборы нового «князя-папы» инициировал Пётр I, обращавшийся в том же году, как известно из его письма, к «князю-кесарю» комнатному стольнику князю И. Ф. Ромодановскому с просьбой «призрети на вдовствующий престол избранием Бахусоподражательнаго отца» (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. С. 299).
В начале действа «князь-кесарь» обращался к «архижрецам» (т. е. высшим жрецам) «Всешутейшего собора» с речью, в которой просил, чтобы «прилежно просили Бахуса и не по каким факциям», т. е. политическим группировкам, «но ревностным по оном сердцем избирали» (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. С. 300). Далее торжественная процессия следовала в каменный дом, где «архижрецы» на всю ночь заключались в «конклавии», пародируя конклав, чтобы выбрать трёх кандидатов на место скончавшегося «князя-папы» (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. С. 302). Избрание именно трёх кандидатов, как представляется, высмеивало традицию избрания патриарха Московского и всея Руси.
Утром следующего дня кандидаты, покрытые епанчой, садились на стулья со специальными отверстиями, сделанными так, чтобы служители «князя-папы» руками ощупали претендентов и определили, насколько они «совершенное естество имеют» (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. С. 303). После этой процедуры начиналась баллотировка: последовательно голосовали за каждого из кандидатов. Вместо белых и чёрных шаров использовались яйца: каждый голосовавший «архижрец» получал по два яйца – натуральное и обшитое тканью. Одно из них он клал в специальный ящик, игравший роль урны: натуральное означало голос «за», обшитое – «против» (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. С. 304). Побеждал тот кандидат, за кого было подано больше натуральных яиц. Подсчёт голосов осуществлял «князь-кесарь».
Избранного «князя-папу» облачали в мантию и шапку. Все присутствовавшие должны были присягнуть новому «князю-папе» на верность, поцеловав его, в частности, «в руку, держащую орла», т. е. большой кубок, и выпив из этого кубка. Затем «князя-папу» сажали в ковш, провожали к его дому, после чего опускали вместе с ковшом в большой чан, наполненный пивом и вином, и пили из этого чана (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. С. 305).
Вскоре после избрания проходила церемония «поставления», во время которой, например, на вопрос поставлявшего его «князя-кесаря» – «Что убо[,] брате[,] пришел еси и чесого просиши от нашея немерности?» – он отвечал: «Еже быти крайним жрецом и первым сыном отца нашего Бахуса» (Семевский М. И. Петр Великий как юморист. С. 306, 307, 311).