Иванов Евгений Алексеевич
Ивано́в Евге́ний Алексе́евич [13(26).2.1911, посёлок Преображенское Санкт-Петербургской губернии, ныне посёлок Толмачёво Лужского района Ленинградской области – 10.7.1983, Москва], советский авиаконструктор, организатор производства самолётов, доктор технических наук (1970), Герой Социалистического Труда (1976).
Родился в семье почтового работника. В 1918–1927 гг. учился в 9-летней школе. С 1929 г. трудился кочегаром, токарем в артели, токарем и начальником цеха на опытном производстве, начальником группы на заводе «Красный блок» в Москве (1930–1935). Высшее техническое образование получил на вечернем отделении Московского машиностроительного института имени А. С. Бубнова (1931–1936). По окончании института работал в авиационной промышленности: начальником группы в институте Гипроавиапром, начальником технического отдела, заместителем и главным технологом на заводе № 207 в г. Долгопрудный (Московская область).
С 1939 г. работал совместно с П. О. Сухим в должности главного инженера завода. В 1940–1941 гг. на заводе № 135 в Харькове руководил освоением технологии серийного производства бомбардировщиков Су-2 (другой вариант исполнения – артиллерийский разведчик-корректировщик).
В военные и послевоенные годы (1942–1949), в эвакуации в Перми и после возвращения в Москву, на посту заместителя директора завода № 134 (Москва) обеспечивал производство самолётов: опытного пушечного истребителя повышенной высотности Су-3 (1942), экспериментального истребителя-перехватчика Су-5 (1945), опытного бронированного штурмовика Су-6 (1941), сверхтяжёлого штурмовика Су-8 (1942–1943), экспериментального истребителя-бомбардировщика Су-7 с дополнительным жидкостным ракетным ускорителем (1945), опытного реактивного фронтового истребителя-перехватчика Су-9 (1946), опытного 4-моторного реактивного бомбардировщика Су-10 (1946), опытного реактивного фронтового истребителя-перехватчика Су-11 (1958), опытного разведчика-корректировщика Су-12 (1947), опытного реактивного фронтового истребителя-перехватчика Су-15 (1948), учебно-тренировочного бомбардировщика УТБ-2, самолёта Ер-2ОН («особого назначения» для полётов высшего руководства страны), созданного на базе дальнего бомбардировщика Ер-2 в конструкторском бюро, возглавляемом В. Г. Ермолаевым.
После упразднения в ноябре 1949 г. конструкторского бюро П. О. Сухого Иванов ушёл с завода № 134 и работал (1950–1953) главным инженером испытательной базы завода № 156 (Москва).
В мае 1953 г. организовано новое авиационное конструкторское бюро, которое возглавил П. О. Сухой. В феврале 1954 г. конструкторское бюро и приданный ему опытный завод получили № 51 в системе Министерства авиационной промышленности СССР. Иванов назначен заместителем главного конструктора и и. о. директора и главного инженера завода № 51 (с 1965 – Московский машиностроительный завод «Кулон», ММЗ «Кулон»).
В этот период завод изготавливал опытные образцы машин на базе конструктивно-компоновочных решений самолёта Су-7 – семейство из нескольких типов истребителей-бомбардировщиков Су-7Б (с увеличенным запасом топлива; с катапультируемым с нулевой высоты креслом пилота; с системой слепой посадки; 2-местные учебно-тренировочные истребители; с посадкой на неподготовленную взлётно-посадочную полосу).
В 1959 г. назначен заместителем генерального конструктора, с сентября 1975 г. исполнял обязанности руководителя ОКБ П. О. Сухого.
С декабря 1977 г. и до выхода на пенсию в январе 1983 г. являлся генеральным конструктором ММЗ имени П. О. Сухого. Участвовал в создании следующих поколений самолётов семейства Су (истребителя-перехватчика Су-17, фронтового бомбардировщика Су-24 и др.). Руководил постройкой штурмовика Су-25, опытных машин истребителя-перехватчика Су-27 (1976–1982).
По инициативе Иванова на предприятии внедрена система сетевого планирования и управления на основе электронно-вычислительных машин, разработана и внедрена первая в авиастроительной отрасли система автоматизированного проектирования.
Организованное Ивановым чёткое оперативное взаимодействие со строевыми авиационными войсковыми частями, военными представительствами на предприятиях кооперации и управлениями заказчика обеспечило быстрое решение проблем при эксплуатации самолётов.
Много внимания уделял подготовке и воспитанию инженерных кадров на традициях П. О. Сухого, возглавляя филиалы базовых кафедр Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, созданных на ряде предприятий авиационной промышленности.
Лауреат Ленинской премии (1967) и Государственной премии СССР (1975). Награждён 2 орденами Ленина (1971, 1976), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1957) и медалями.
Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.