Юлий Обсеквент
Ю́лий Обсекве́нт (лат. Iulius Obsequens) (предположительно 3–4 вв.), римский писатель, автор труда «О чудесных явлениях» («De prodigiis») [другое название – «Книга о чудесных явлениях» («Liber prodigiorum»)].
О Юлии Обсеквенте отсутствуют какие-либо сведения. Неизвестно, когда он родился или умер. Содержание единственного труда не даёт возможности выдвигать сколько-нибудь обоснованные гипотезы. Учёные пытаются датировать время жизни Юлия Обсеквента, анализируя его стиль или исходя из специфического жанра его сочинения. Иногда осторожно говорится о 3–4 вв. (М. фон Альбрехт), иногда о 4 в. (М. Шанц, В. И. Модестов, М. Джаккеро, В. С. Дуров).
Труд Юлия Обсеквента представляет собой хронологически упорядоченный перечень продигий – чудесных проявлений божественной мощи, предвещающих грядущие события. Автор пишет о необычных природных явлениях (кометы, метеоры, северное сияние, кровавый дождь, наводнение), странном поведении диких и домашних животных, рождении уродливых существ, вещих словах и получивших впоследствии пророческое истолкование поступках людей. Юлий Обсеквент использует датировку по римским консулам; его труд дошёл не полностью. Предисловие, если таковое и было, утрачено вместе с первыми рубриками. Сохранившаяся часть охватывает период 190–11 гг. до н. э.
Сочинение Юлия Обсеквента пытались вписать в контекст борьбы христианства и язычества. В авторе «О чудесных явлениях» видели то представителя монотеизма (Т. Моммзен), то приверженца политеистической религии (М. Шанц, О. Россбах, М. Л. Гаспаров, М. фон Альбрехт, П. С. Шмидт, С. У. Расмуссен).
Господствует точка зрения, что информация Юлия Обсеквента напрямую восходит к сочинению Тита Ливия «История Рима от основания города» (В. И. Модестов, М.-П. Арно-Линдэ). Существует гипотеза об обращении к Ливию через посредство другого труда – эпитомы (К. Цангемайстер, О. Россбах, М. Джаккеро) или хроники (К. Мур, М. фон Альбрехт, Г. А. Сандерс, С. И. Соболевский, В. С. Дуров). Углублённое исследование П. Л. Шмидта показало, что Юлий Обсеквент не пользовался неливианским источником. В то же время к тексту сохранившихся книг «Истории Рима от основания города» ближе описание продигий, а не рассказ об исторических событиях. Это означает, что Юлий Обсеквент заимствовал первое из самого труда Ливия, а второе (предположительно) из т. н. Оксиринхской эпитомы – сокращения «Истории Рима…», получившего имя по месту находки.
Являющийся сухим перечнем продигий, не претендующим на какую-либо стилистическую изысканность, труд Юлия Обсеквента не имеет значительной ценности с точки зрения литературы. Однако сочинение «О чудесных явлениях» весьма важно для реконструкции утраченных книг Тита Ливия, поскольку оно максимально лишено авторского начала. Если писатели ливианского круга (Флор, Евтропий и т. д.) вносят в свои произведения самостоятельную трактовку событий, Юлий Обсеквент стремится к точной передаче прочитанного.
До нашего времени не сохранилось ни одной рукописи «О чудесных явлениях». Кодекс, на основании которого Альдом Мануцием Старшим было отпечатано первое издание (Венеция, 1508), был вскоре утрачен.