Юдифь (франкская королева)
Юди́фь (лат. Iudith; Юдифь Баварская, нем. Kaiserin Judith, франц. Judith de Bavière) (не позднее 805 – 19.04.843, Тур), франкская королева и императрица Запада.
Дочь Вельфа I, южнонемецкого графа и родоначальника швабско-баварской династии Вельфов, и Хельвиги (Хедвиги) – знатной саксонки, возможно дочери вождя саксов Видукинда, принявшего крещение из рук Карла Великого. Отличалась красотой, умом и сильной волей, получила хорошее образование. В 819 г. вышла замуж за франкского императора Людовика Благочестивого, овдовевшего в 818 г., и была коронована как императрица. Родила ему двух детей: между 819 и 822 гг. дочь Гизелу, жену (с 836 или 839) Эберхарда, герцога Фриульского, и мать итальянского короля и императора Беренгара I; в 823 г. сына – будущего западно-франкского короля и императора Карла Лысого. Активно помогала продвижению своей родни на высокие должности и её интеграции в высшую аристократию Франкского государства. Осознавая неустойчивость своего положения и опасаясь за детей, Юдифь старалась укрепить связи своей семьи с пасынками (будущим императором Лотарем I и королями Пипином I Аквитанским и Людовиком Немецким); в частности, Лотарь стал крёстным отцом Карла, а сестра Юдифи Эмма вышла замуж за Людовика Немецкого. Но это не предотвратило назревавший конфликт. В 829 г. Юдифь убедила мужа изменить сделанное в 817 г. политическое завещание (т. н. Ordinatio Imperii) и перераспределить свои владения таким образом, чтобы наряду со старшими сыновьями, рождёнными в первом браке, свою долю наследства получил и Карл. По новому распорядку ему доставались Эльзас, Алеманния (Швабия) и Реция. В ответ на это в 829 г. Лотарь (с 817 соправитель отца, с 825 с титулом императора), Пипин и Людовик Немецкий подняли мятеж, их сторонники обвинили Юдифь в дурном влиянии на императора Людовика Благочестивого и его двор, в колдовстве и разврате, в том числе в адюльтере с одним из первых лиц государства – графом и королевским камерарием Бернардом Септиманским. Под вопрос было поставлено отцовство её детей. Весной 830 г. Юдифь была сослана в Пуатье в монастырь Святого креста Радегунды. Положение Людовика Благочестивого было поколеблено. Однако, опираясь на решение общего собрания знати в Неймегене в октябре того же года, он добился вызова Юдифи на суд, состоявшийся в начале 831 г. в Ахене. Там она отвергла все заочные обвинения и, поскольку никто не пожелал предъявить их ей прилюдно, была оправдана и восстановлена в правах. В 832 г. после конфликта с Пипином император снова перераспределил земли между сыновьями, определив, что Карл станет королём Аквитании и Нейстрии. Пипин поднял мятеж, в 833 г. его поддержали Людовик Немецкий и Лотарь. Взяв Людовика Благочестивого в плен, отстранив его от власти и поместив в монастырь в Суасоне, Лотарь сослал Юдифь в Пьемонт, в не известный по другим источникам монастырь в Тортоне. Вызывающее поведение Лотаря, как и его чрезмерное усиление, вызвали недовольство Пипина и Людовика Немецкого. В 834 г. Лотарь потерпел поражение в междоусобной войне, хотя и сохранил свои владения и титул. Помирившись с отцом, братья Лотаря вернули ему престол, а тот вернул ко двору Юдифь. В 835 г. папа Римский Григорий IV, ранее поддержавший мятежников, объявил её монашеский обет недействительным. В дальнейшем Юдифь, по-видимому, старалась укрепить свои позиции при дворе и в государстве, удаляя старых врагов. Убийство одного из них – Фридриха, епископа Утрехтского, – произошедшее в 838 г., недоброжелатели приписывали её козням. Овдовев в июне 840 г., Юдифь всячески содействовала Карлу Лысому в борьбе со старшими братьями и в утверждении власти в Западно-Франкском королевстве. Однако после его женитьбы в 842 г. на Эрментруде, дочери Одона, графа Орлеана, влияние Юдифи на сына стало уменьшаться; возможно, имела место и личная размолвка. Здоровье Юдифи пошатнулось, и не позднее 842 г. она удалилась в Тур, где умерла в следующем году. О последних годах жизни Юдифи сохранилось на удивление мало сведений. Загадкой является и тот факт, что с её именем не связаны акты благотворительности и патронажа в отношении храмов и монастырей. Однако само имя Юдифь надолго стало популярным среди западноевропейской знати.