Использование железных дорог для перевозки сахарного тростника в Квинсленде
Использование железных дорог для перевозки сахарного тростника в Квинсленде. 95 % сахара в Австралии (в основном сахара-сырца) производится из сахарного тростника, выращенного в штате Квинсленд, преимущественно в регионе Северный Квинсленд, 5 % – на севере штата Новый Южный Уэльс. Для дальнейшей переработки сахарный тростник перевозят с ферм в сельской местности на предприятия в близлежащих городах, используя главным образом частные узкоколейные железные дороги. Подобные железные дороги пролегают в прибрежных районах Квинсленда. Все они принадлежат предприятиям сахарной промышленности и ими же эксплуатируются и обслуживаются; общая протяжённость 3688 км (2019; колея 610 мм). Подавляющее большинство предприятий, перерабатывающих сахарный тростник в штате (18 из 21 завода 9 компаний, по данным Австралийского совета по производству сахара, 2021), имеют собственную железнодорожную сеть. Произведённый сахар-сырец в основном поставляется в специальные терминалы для хранения в 6 портах Квинсленда (Бандаберг, Кэрнс, Лусинда, Маккай, Мурилян и Таунсвилл) и последующего экспорта (свыше 3 млн т ежегодно, 2021). Некоторая часть сырья и произведённой продукции перевозится грузовым автомобильным транспортом.
Железнодорожные пути для быстрой транспортировки собранного сахарного тростника прокладывались с конца 19 в. при участии предприятий сахарной промышленности. Поскольку использование линий носит сезонный характер (июнь/июль – ноябрь/декабрь), минимизация затрат была важным соображением при их строительстве. Применение путей узкой колеи способствовало уменьшению объёма земляных работ, при этом позволило прокладывать дороги с резкими изгибами и протягивать временные узкоколейные линии на поля, чтобы срезанный тростник можно было загружать непосредственно в вагоны.
Ежегодно в штате транспортируется более 30 млн т сахарного тростника; расстояние перевозки, как правило, составляет 13–35 км; самая длинная линия – 119 км; скорость движения поездов не превышает 40 км/ч; максимальная нагрузка 2 тыс. т при длине поезда в 1 км; подвижной состав включает 200 дизельных локомотивов (2021).