Йоас Ханс
Йо́ас Ханс (Hans Joas) (род. 27.11.1948, Мюнхен), немецкий социальный философ и социолог, обладатель почётной профессуры по социологии религии имени Э. Трёльча теологического факультета Берлинского университета имени Гумбольдта и приглашённый профессор социологии Университета Чикаго. Специалист в области социальной теории, социологии религии и ценностей современного мира, социологии войны и насилия. Исследователь различных социологических школ, прежде всего прагматизма и символического интеракционизма. Многие его труды переведены на иностранные языки, включая русский.
В 1968–1972 гг. Х. Йоас изучал социологию, философию, историю и немецкую литературу в Мюнхенском университете и Свободном университете Берлина. В последнем в 1972 г. получил диплом социолога, а в 1973–1977 гг. работал в качестве научного сотрудника в Институте социологии Свободного университета Берлина. Там же защитил в 1979 г. первую докторскую диссертацию «Практическая интерсубъективность. Развитие в трудах Джорджа Герберта Мида», вышедшую годом позже в виде книги (Joas. 1980). С 1979–1983 гг. – научный сотрудник Института образовательных исследований имени Макса Планка в Берлине. В 1981 г. защитил вторую докторскую диссертацию в Свободном университете Берлина. В 1984–1987 гг. – стипендиат Немецкого исследовательского сообщества. Х. Йоас активно сотрудничал с другими университетами: в 1980–1981 гг. – замещал профессуру в Тюбингенском университете, в 1985 г. – приглашённый профессор в Университете Чикаго, в 1986 г. – в Университете Торонто.
В 1987–1990 гг. – профессор социологии Университета Эрлангена-Нюрнберга. В 1990–2002 гг. являлся ординарным профессором Института североамериканских исследований имени Дж. Ф. Кеннеди и Института социологии Свободного университета Берлина. В этот период неоднократно выступал в качестве приглашённого исследователя или приглашённого профессора ведущих немецких и зарубежных образовательных и научных учреждений: Шведского коллегиума передовых исследований в социальных науках и Уппсальского университета (1992 и 1999–2000), Института передовых исследований Университета Индианы в Блумингтоне (1994), Висконсинского университета в Мадисоне (1996, 1998), профессуры имени Теодора Хойса в Новой школе социальных исследований (1997), Университет Дьюка (1998).
В 2000 г. Х. Йоас стал профессором Чикагского университета, а в 2002 г. также и профессором Университета Эрфурта, где до 2011 г. возглавлял Коллегиум культурологических и социально-научных исследований имени Макса Вебера. В 2002 г. был приглашённым профессором Венского университета, в 2004–2005 гг. занимал профессуру имени Эрнста Кассирера в Шведском коллегиуме передовых исследований в социальных науках, в 2005–2006 гг. – приглашённый исследователь в Научном коллегиуме в Берлине. В 2011 и 2017 гг. – приглашённый сотрудник Института передовых исследований в Университете Стелленбоша (ЮАР). В 2012 г. стал первым приглашённым профессором на именную кафедру Фонда Йозефа Ратцингера – папы Бенедикта XVI в Университете Регенсбурга. В 2014 г. – приглашённый профессор Университета Гётеборга, в 2017 г. – приглашённый исследователь Института гуманитарных и социальных наук Пекинского университета, а в 2022 г. занял международную профессуру имени Якова Фуггера в Университете Аугсбурга. С 2014 г. обладатель почётной профессуры по социологии религии имени Эрнста Трёльча теологического факультета Берлинского университета имени Гумбольдта.
Ранние работы Х. Йоаса посвящены таким проблемам, как социальные роли (Joas. 1973), интерсубъективность (Joas. 1980) и социальное действие (Honneth. 1980). Впоследствии его исследовательский интерес сдвигается к более конкретным историческим темам – войне и истории насилия 20 в. (Joas. 2000; 2008; Joas. Die lange Nacht der Traue ... 2015), секуляризации как феномену модерна (Joas. 2004; Religion und die umstrittene Moderne. 2010), правам человека как продукту западного духовного развития (Joas. 2011; Joas H. Sind die Menschenrechte westlich? 2015) и перспективам христианства в постсекулярном мире (Joas. 2012; 2016).
В работах последних лет Х. Йоас обсуждает сложные и часто запутанные взаимоотношения между научным изучением религии и религиозной верой как жизненным принципом. Так, в книге «Вера как опция. Возможное будущее христианства» (Joas. 2012) он обращается к критике теории секуляризации и её последствиям для нынешнего понимания модерна и модернизации. Йоас не отрицает очевидные феномены вроде внешнего сокращения значимости религии и Церкви в секулярном мире, но радикально ставит под вопрос историческую необходимость или неизбежность секуляризации. В сочинении «Сакральность личности. Новая генеалогия прав человека» (Joas. 2011) им проблематизируется начавшаяся в конце 18 в. тенденция к сакрализации личности в рамках истории прав и свобод.
В книге «Власть священного» (2017) Х. Йоас продолжает тематическую линию, начатую в его предшествующих трудах. Здесь он выдвигает теоретическую альтернативу тезису М. Вебера об усиливающемся расколдовывании мира вследствие процесса религиозной рационализации, начавшегося в эпоху Реформации. Предвосхищая скептическую реакцию со стороны социологов-фундаменталистов, Йоас говорит о неприемлемости такой ситуации в современной интеллектуальной жизни, в которой стало практически невозможно серьёзное академическое обсуждение проблематики, связанной с религией вообще и христианством в частности, с теологией как культурно значимой областью знания или церковью как ключевым социальным институтом (Joas. 2017. S. 8).
Данная работа встретила отклик в виде развёрнутых рецензий в профессиональном сообществе (Schwinn. 2019) и статей в общенациональных немецких СМИ (Joas. Die Macht des Heiligen. 2017). В этих отзывах обсуждалось как отношение учёного к концепции М. Вебера о происхождении духа капитализма из этики протестантизма, так и его собственные предложения в области теории религии, особенно идея самотрансцендентности человека в современную эпоху. Так, критики отметили попытку автора опровергнуть веберовский тезис о рационализации как расколдовывании мира, что Йоас сделал посредством выдвижения альтернативной истории религии, поставив тем самым под сомнение генеалогию модерна. Йоас отрицает существование однонаправленного процесса исторического развития, настаивая на принципиальной открытости культурного развития человечества, оставляющего возможности в том числе для реабилитации трансцендентного измерения. Медиа критически отреагировали на осторожный оптимизм верующего католика Йоаса относительно будущего религии, прежде всего христианства.
В вышедшей в 2020 г. работе «На орбите свободы. Теория религии после Гегеля и Ницше» Йоас обсуждает способы преодоления восходящего к Г. В. Ф. Гегелю образа истории религии, воплощённого в протестантском христианстве и имеющего конститутивное значение для политической свободы модерна. В наследии значимых фигур в области философии, социологии и теологии он пытается обнаружить возможности альтернативных подходов к теории религии.
На русский переведены несколько статей и интервью Х. Йоаса, опубликованных в российских социологических журналах (Йоас. 2009; 2011; 2012), а также некоторые из его социально-теоретических работ: «Креативность действия» (Йоас. 2005), «Социальная теория. 20 вводных лекций» (Йоас. Социальная теория ... 2013) и «Возникновение ценностей» (Йоас. Возникновение ценностей. 2013).
Х. Йоас является обладателем престижных научных премий. Среди них: премия имени Рене Кёнига Немецкого социологического общества за учебник по немецкой социологии (2002), Билефельдская научная премия («премия имени Никласа Лумана», 2010), премия имени Ганса Килиана (2013), исследовательская премия имени Макса Планка (2015), премия имени Поля Рикёра (2017), Зальцбургская теологическая премия (2018). Также он отмечен медалью Вернера Гейзенберга Фонда имени Александра фон Гумбольдта (2012), наградой Американской социологической ассоциации за выдающиеся достижения (секция истории социологии, 2015) и наградой Немецкого социологического общества за выдающиеся достижения в научной жизни (2022).
В 2006–2010 гг. Х. Йоас – вице-президент Международной социологической ассоциации. Действительный член Берлинско-Бранденбургской академии наук (в 2005–2014 член президиума), член Европейской академии (Academia europaea) и член-корреспондент Австрийской академии наук. Почётный доктор Католического университета Петера Пазманя в Будапеште, Католическо-теологического факультета Тюбингенского университета и факультета социальных наук Уппсальского университета. Член редакционного совета журнала Zeitschrift für Soziologie.
Политическая позиция Х. Йоаса проявляется в его членстве в Комиссии по базовым ценностям Социал-демократической партии Германии.