Империй
Импе́рий (лат. imperium), понятие, обозначавшее высшую власть в античном Риме, не имевшее аналога в греческих полисах.
Общие сведения
Лексически слово imperium в латинском языке имело много значений (и семантически оно развивалось), но центральным публично-правовым понятием был imperium магистратов, означавший «право приказа», которое реализовалось в конкретных приказах как отдельным гражданам, так и общине в целом. В сфере военной (militiae) оно включало право распорядиться жизнью граждан. В сфере гражданской (domi) осуждение на смерть римского гражданина ограничивалось возможностью обращения к народному собранию (provocatio ad populum).
По объёму полномочий римские магистраты (magistratus) делились на тех, кто имел империй (cum imperio), и тех, кто не был им наделён (sine imperio). Магистраты с империем (ординарные – консулы и преторы, а также ряд экстраординарных, которых наделяли империем в чрезвычайных обстоятельствах) имели права: военного командования, высшей административной и судебной власти, включая право наказания (coercitio), вплоть до смертной казни; созыва комиций, внесения в них законодательных предложений (rogationes); созыва Сената, внесения в него предложений (relationes) и требования от него заключения по предложенному вопросу (ius referendi); общения с богами от имени общины (ius auspicorum).
Наделение империем со стороны гражданской общины римлян (civitas) проводилось посредством принятия особого закона в куриатных комициях (собраниях по объединениям родов) – lex curiata de imperio. Империй всегда включал определённый и неизменный набор прав магистрата, но механизм его реализации мог быть различным: он мог либо правовым образом сдерживать применение огромных властных полномочий, заложенных в империи, либо давать магистрату свободу для максимально полного применения этих полномочий в жизнь. В числе механизмов реализации империя были, кроме отмеченного права обращения к народу, право коллегиального вето, т. е. в коллегиальных магистратурах право запрета со стороны коллеги, и интерцессии (вето) со стороны плебейских трибунов. Империй мог быть пролонгирован лицу после сложения им магистратских полномочий, в этом случае оно становилось промагистратом – проконсулом и пропретором, не имея возможности осуществлять в пределах городской черты Рима (померия, от лат. pomerium) гражданские функции (это разрешалось на территории провинций государства) и обязано было распустить армию при возвращении в город. Имели место и случаи предоставления империя лицу, не занимавшему высших магистратур.
Научная дискуссия
И. Л. Маяк констатировала, что содержание понятия imperium эволюционировало с течением времени, распространившись на совокупность территорий под властью Рима, т. е. на всю Римскую державу. Всё многообразие исследовательских мнений по содержательному наполнению понятия imperium может быть в самом общем виде сведено к двум теориям. Первая в своей основательной разработке связана с именем Т. Моммзена; впоследствии она названа его оппонентами-соотечественниками «всеохватывающей (тотальной) теорией империя» («die totale Imperiumstheorie») (Heuss. 1944. S. 59–64). По Моммзену, imperium с момента своего возникновения, ещё при первых римских царях, соединял в себе все аспекты высшей исполнительной власти. Точнее эту теорию можно назвать теорией «изначально полифункционального империя». Империй как обширная должностная власть времён примитивной монархии была, в соответствии со взглядом Т. Моммзена, после изгнания царей унаследована магистратами и стала исходным пунктом существования Республики. Эта должностная власть охватывала как высшее командование войском в случае ведения военных действий, так и возможность проведения в жизнь распоряжений, касающихся других сфер деятельности, включая и уголовную юрисдикцию. Но если Моммзен вёл речь о республиканских «модификациях», связанных с империем (но не писал, что это были модификации самого империя), то в дальнейшем в литературе появились формулировки об ином объёме (масштабе) собственно imperium.
Противоположная теории Моммзена концепция была разработана А. Хойсом, который считал, что изначально imperium – это исключительно высшее военное командование. Он пришёл к выводу о том, что в процессе сословной борьбы власть, составлявшая содержание этого понятия, была расширена путём включения в неё уголовной юрисдикции и ограничена посредством закона Валерия о провокации (lex Valeria de provocatione – Liv. X. 9. 3–5) 300 г. до н. э. В начале республиканской эпохи, с точки зрения Хойса, гражданские функции магистрата не включались в правомочия его империя. Формирование «тотального империя» он отнёс к поздней фазе развития римской конституции, подчеркнув, что таковой не характерен ни для ранней монархии, ни для ранней Республики, поскольку на этих этапах, согласно его взгляду, отсутствовали гражданские и судебные полномочия высших магистратов. Целью Хойса было разрушение всей концепции Т. Моммзена о системе римского публичного права, основание которой Хойс справедливо видел в теории империя. Концепция Хойса получила широкое распространение, особенно в немецком антиковедении, однако поддержка теории Моммзена возросла на рубеже 20–21 вв. (хотя её сторонники в мировой историографии были всегда). Концепция империя А. Хойса также по-прежнему имеет своих последователей.