Империй
Импе́рий (лат. imperium), понятие, обозначавшее высшую власть в античном Риме, не имевшее аналога в греческих полисах.
Общие сведения
Лексически слово imperium в латинском языке имело много значений (и семантически оно развивалось), но центральным публично-правовым понятием был imperium магистратов, означавший «право приказа», которое реализовалось в конкретных приказах как отдельным гражданам, так и общине в целом. В сфере военной (militiae) оно включало право распорядиться жизнью граждан. В сфере гражданской (domi) осуждение на смерть римского гражданина ограничивалось возможностью обращения к народному собранию (provocatio ad populum).
По объёму полномочий римские магистраты (magistratus) делились на тех, кто имел империй (cum imperio), и тех, кто не был им наделён (sine imperio). Магистраты с империем (ординарные – консулы и преторы, а также ряд экстраординарных, которых наделяли империем в чрезвычайных обстоятельствах) имели права: военного командования, высшей административной и судебной власти, включая право наказания (coercitio), вплоть до смертной казни; созыва комиций, внесения в них законодательных предложений (rogationes); созыва Сената, внесения в него предложений (relationes) и требования от него заключения по предложенному вопросу (ius referendi); общения с богами от имени общины (ius auspicorum).
Наделение империем со стороны гражданской общины римлян (civitas) проводилось посредством принятия особого закона в куриатных комициях (собраниях по объединениям родов) – lex curiata de imperio. Империй всегда включал определённый и неизменный набор прав магистрата, но механизм его реализации мог быть различным: он мог либо правовым образом сдерживать применение огромных властных полномочий, заложенных в империи, либо давать магистрату свободу для максимально полного применения этих полномочий в жизнь. В числе механизмов реализации империя были, кроме отмеченного права обращения к народу, право коллегиального вето, т. е. в коллегиальных магистратурах право запрета со стороны коллеги, и интерцессии (вето) со стороны плебейских трибунов. Империй мог быть пролонгирован лицу после сложения им магистратских полномочий, в этом случае оно становилось промагистратом – проконсулом и пропретором, не имея возможности осуществлять в пределах городской черты Рима (померия, от лат. pomerium) гражданские функции (это разрешалось на территории провинций государства) и обязано было распустить армию при возвращении в город. Имели место и случаи предоставления империя лицу, не занимавшему высших магистратур.
Научная дискуссия
И. Л. Маяк констатировала, что содержание понятия imperium эволюционировало с течением времени, распространившись на совокупность территорий под властью Рима, т. е. на всю Римскую державу. Всё многообразие исследовательских мнений по содержательному наполнению понятия imperium может быть в самом общем виде сведено к двум теориям. Первая в своей основательной разработке связана с именем Т. Моммзена; впоследствии она названа его оппонентами-соотечественниками «всеохватывающей (тотальной) теорией империя» («die totale Imperiumstheorie») (Heuss. 1944. S. 59–64). По Моммзену, imperium с момента своего возникновения, ещё при первых римских царях, соединял в себе все аспекты высшей исполнительной власти. Точнее эту теорию можно назвать теорией «изначально полифункционального империя». Империй как обширная должностная власть времён примитивной монархии была, в соответствии со взглядом Т. Моммзена, после изгнания царей унаследована магистратами и стала исходным пунктом существования Республики. Эта должностная власть охватывала как высшее командование войском в случае ведения военных действий, так и возможность проведения в жизнь распоряжений, касающихся других сфер деятельности, включая и уголовную юрисдикцию. Но если Моммзен вёл речь о республиканских «модификациях», связанных с империем (но не писал, что это были модификации самого империя), то в дальнейшем в литературе появились формулировки об ином объёме (масштабе) собственно imperium.
Людвиг Кнаус. Портрет историка Теодора Моммзена. 1881. Национальная галерея, Берлин.
Противоположная теории Моммзена концепция была разработана А. Хойсом, который считал, что изначально imperium – это исключительно высшее военное командование. Он пришёл к выводу о том, что в процессе сословной борьбы власть, составлявшая содержание этого понятия, была расширена путём включения в неё уголовной юрисдикции и ограничена посредством закона Валерия о провокации (lex Valeria de provocatione – Liv. X. 9. 3–5) 300 г. до н. э. В начале республиканской эпохи, с точки зрения Хойса, гражданские функции магистрата не включались в правомочия его империя. Формирование «тотального империя» он отнёс к поздней фазе развития римской конституции, подчеркнув, что таковой не характерен ни для ранней монархии, ни для ранней Республики, поскольку на этих этапах, согласно его взгляду, отсутствовали гражданские и судебные полномочия высших магистратов. Целью Хойса было разрушение всей концепции Т. Моммзена о системе римского публичного права, основание которой Хойс справедливо видел в теории империя. Концепция Хойса получила широкое распространение, особенно в немецком антиковедении, однако поддержка теории Моммзена возросла на рубеже 20–21 вв. (хотя её сторонники в мировой историографии были всегда). Концепция империя А. Хойса также по-прежнему имеет своих последователей.