Акопян Арутюн Амаякович
Акопя́н Арутю́н Амая́кович (арм. Հարություն Հմայակի Հակոբյան) (25.4.1918, Ыгдыр Сурмалинского уезда Эриванской губернии, Закавказская демократическая федеративная республика, ныне Турция – 13.1.2005, Москва), российский и армянский артист эстрады, фокусник-манипулятор, популяризатор иллюзионного жанра, актёр кино, публицист. Заслуженный артист Армянской ССР (1950), народный артист Армянской ССР (1961), народный артист СССР (1982, единственный иллюзионист, удостоенный этого звания).
В 1918 г. семья переехала из Ыгдыра в Ереван, спасаясь от геноцида. Мать Акопяна скончалась в 1919 г., и он рос с отцом и мачехой. В школьные годы продавал воду на городских улицах. Собирательный образ разносчика воды в старом Ереване, воплощённый в скульптуре «Мальчик, продающий воду» (скульпторы О. К. Беджанян, С. А. Кнтехцян, 1970) в Английском парке, жители города называют «маленький Акопян». Одновременно он увлекался пением и танцами, посещал кружки художественной самодеятельности.
В 1935 г. окончил Ереванское хореографическое училище и в течение года работал в Театре народного творчества под руководством И. А. Моисеева, где танцевал лезгинку и кинтаури. По настоянию отца поступил в строительный техникум, во время учёбы работал в Армстрое. В 1937 г. в числе лучших строителей для продолжения обучения командирован в Москву, в 1942 г. окончил Московский институт землеустройства. Будучи студентом, занимался в кружке художественной самодеятельности при клубе имени Е. Ф. Кухмистерова, где изучал искусство манипуляции и иллюзии.
С 1942 г. артист Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ, впоследствии «Москонцерт»). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в составе фронтовых бригад более 1600 раз выступал на передовой. Первый концерт бригада, в составе которой выступал А. А. Акопян, дала в г. Орша на Белорусском фронте. По воспоминаниям сына артиста: «Под Оршей концертная бригада попала в окружение. Грузовик, в котором ехали артисты, с пианино, баяном и четырьмя папиными чемоданами, набитыми реквизитом, разбомбили. На этот раз обошлось без жертв. Впоследствии же баянисту Юшину, который аккомпанировал папе, оторвало ногу, одна певица лишилась глаза, а отец был контужен и получил осколочное ранение…» (Егиазарова. 2018).
Первоначально Акопян работал с использованием иллюзионной аппаратуры, но позднее полностью отказался от сценического реквизита и сосредоточился на манипуляции. «Он выходил на публику засучив рукава и под музыку – только руками творил чудеса! Помню, меня, маленького, поразило, как он снял перчатки, бросил одну вверх, и она, превратившись в голубка, улетела. Его "реквизитом" стали карты, монеты, веревки, утренняя газета…» (Егиазарова. 2018).
Совершенства в манипуляции Акопян достигал изнурительными ежедневными тренировками: «…репетировать для манипулятора – это значит, прежде всего, тренировать руки, добиваться необычайной ловкости, быстроты и точности движений. Вот я беру какой-либо предмет, будь то платок или игральная карта, и чувствую его каждой клеточкой ладони, каждым суставом пальцев. Я могу удержать этот предмет там, где у других он никогда не удержится. Могу мгновенно спрятать его, молниеносно перебросить с одного места на другое... Как-то на конкурсе за рубежом, когда я одной рукой манипулировал двумя колодами карт, члены жюри никак не хотели поверить, что у меня на ладони или на запястье нет каких-то скрытых приспособлений. А их не было: руки, и только руки» (цит. по: Васильев. 1982. С. 19).
Выступления Акопяна строились на свободном манипулировании предметами: он добивался иллюзии их исчезновения, неожиданного появления и преображения – изменения количества, целостности, цвета и формы. «Демонстрируя свои поистине непостижимые манипуляции (их можно смотреть сто раз и секрета всё равно не разгадаешь!), артист нашёл… очень естественную и приятную форму общения со зрителями. Порой даже начинаешь думать, что доверительная беседа с залом помогает Акопяну наилучшим образом «обманывать» зрителей, то есть делать то главное дело, ради которого фокусник выходит на сцену» (Кривенко. 1976. С. 13).
Артист работал в подчёркнуто салонной манере, сопровождая демонстрацию трюков остроумными репликами, произносимыми с колоритным армянским акцентом. «Своеобразный акцент, в чем-то – армянский, в чем-то какой-то иной... мне до сих пор кажется, что Акопян специально работал над именно таким произношением, быть может, настолько к нему привык впоследствии, что всегда разговаривал так. Как бы то ни было, это сделало его уникальным» (Гульмисарян. 2018). Акопян придумал более 500 авторских трюков с игральными картами, которые показывал большей частью на закрытых концертах.
В 1973 г. окончил факультет эстрадного искусства Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.
Гастролировал в СССР и за рубежом – в Индии и Афганистане (1956), Камбодже, Таиланде, Сирии и Цейлоне (ныне Шри-Ланка; 1957), Франции, Марокко и Тунисе (1960), Югославии, Бангладеш, Финляндии (1986) и других странах (более 60).
Лауреат Международного конкурса иллюзионистов в Карловых Варах (Чехословакия): 2-е место в номинации «Манипуляция» (12-й конкурс, 1977), грамота «Заслуженный фокусник» (17-й конкурс, 1982), почётный титул «Король фокусов» (21-й конкурс,1987); член жюри и участник гала-представлений 14-го (1979), 15-го (1980), 17-го (1982), 20-го (1985), 21-го (1987) конкурсов. Получил почётный диплом парижского общества иллюзионистов и памятную медаль Робера-Удена (1960).
Ассистенткой Акопяна была его жена, певица Лия Ивановна Акопян (1931–2020).
В 1995 г. дал последний сольный концерт-бенефис, после чего покинул сцену.
Сыграл в игровых фильмах: «Княжна Мери» (фокусник Алфельбаум, режиссёр И. М. Анненский, 1955), «Большие и маленькие» (фокусник в кафе, режиссёр М. Н. Фёдорова, 1963), «Большой аттракцион» (фокусник, режиссёр В. М. Георгиев, 1974), «Тегеран-43» (фотограф Мустафа, режиссёры А. А. Алов, В. Н. Наумов, 1980) «Золотая рыбка» (профессор белой и чёрной магии, режиссёры М. Г. Розовский, Г. В. Зелинский, Н. Г. Тягунов, Е. Б. Ануфриев, 1983), «Сеанс гипнотизёра» (маг и гипнотизёр Фердинандо Жаколио, режиссёр Г. В. Зелинский, 1985), «Давайте без фокусов!» (фокусник, консультант фильма, режиссёр Г. Д. Бабушкин, 1992). Снялся в документальном фильме «Обыкновенные чудеса. Иллюзионист Арутюн Акопян» (режиссер Н. Ф. Субботин, 1981).
Вместе с сыном Амаяком участвовал в новогодней телепрограмме «Голубой огонёк» (1980), в передаче «Очевидное – невероятное. Загадки иллюзиониста» (1985) и др.
Вёл авторские рубрики о фокусах в журналах «Юный техник» (рубрика «По ту сторону фокуса», 1956–1963), «Наука и жизнь» (рубрики «Школа № 1 – семья. Фокусы – развлечения», «Просто развлечения. Фокусы», 1967–1977).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1986), орденом Почёта (1998), медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище, в 2008 г. установлен памятник (скульптор Ф. М. Согоян).
Снят документальный телефильм «Как уходили кумиры. Арутюн Акопян» (режиссёр М. В. Роговой, 2006).