Игнорирование регрессии к среднему
Игнори́рование регре́ссии к сре́днему (искажение регрессии к среднему, англ. regression fallacy, the regression paradox, the regression trap), недостаточное внимание к естественным и неизменным флуктуациям данных и установление несуществующей причинной связи. Разновидность post hoc когнитивных искажений. В статистике под регрессией к среднему понимается свойство элементов выборки с наиболее высокими и наиболее низкими значениями при следующем измерении неизбежно стремиться к среднему: экстремально высоких – снижаться, экстремально низких – повышаться.
Непонимание статистической закономерности регрессии к среднему приводит к когнитивному искажению её игнорирования.
Примером может послужить «феномен киноремейков», когда сиквелы и ремейки фильмов получают гораздо более низкие оценки кинокритиков в сравнении с оригинальным фильмом. Часто приводится различная аргументация этого явления: утомление аудитории, возросшее высокомерие режиссёра, уменьшение количества выделенных ресурсов на последующие фильмы, но его вполне можно объяснить регрессией оценок кинокритиков к среднему. Подобную гипотезу можно было бы проверить, сделав ремейк наименее успешных фильмов по оценкам кинокритиков – высока вероятность, что эти картины получат более высокую оценку аудитории (Hennig-Thurau. 2019).
Схожие интерпретации успехов и неудач наблюдаются и в спортивной индустрии: например, после неудачного спортивного сезона руководства некоторых футбольных клубов склонны увольнять тренеров. В исследовании бельгийских учёных (Balduck. 2007) сравнивались результаты футбольных команд, которые уволили тренеров после нескольких неудачных игр, с аналогичными по уровню командами, которые тренера не меняли; выборка включала в себя более 8 тыс. футбольных команд. Никаких различий обнаружить не удалось, т. е. проигранные матчи футбольной команды можно объяснить простой регрессией результатов к среднему, а не неудачным выбором тренера.
Таким образом, данное когнитивное искажение заключается в неверном понимании взаимосвязи величин, которая кажется причинной, а также в игнорировании регрессии к среднему как статистической закономерности.
Д. Канеман, исследователь когнитивных искажений, лауреат Нобелевской премии по экономике, в книге «Думай медленно, решай быстро» утверждает, что главная причина трудностей – склонность человеческого разума к каузальным объяснениям и контринтуитивность статистических закономерностей. «Если какое-то событие привлекает наше внимание, ассоциативная память начинает искать его причину, а точнее, активируется любая причина, уже хранящаяся в памяти. При обнаружении регрессии подыскиваются каузальные объяснения, но они будут неверными, потому что на самом деле у регрессии к среднему объяснение есть, а причин нет» (Канеман. 2014. С. 656). Регрессия к среднему значению говорит лишь о том, что после экстремального случайного события следующее случайное событие, вероятно, будет менее экстремальным. Ни в коем случае будущее событие не «компенсирует» и не «выравнивает» предыдущее.