Грузозахватное устройство
Грузозахва́тное устро́йство, механизм грузоподъёмной машины, предназначенный для захвата (застропки), надёжного удержания и освобождения (отстропки) грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских операций.
По принципу действия грузозахватные устройства подразделяются на ручные, полуавтоматические (в основном для отстропки) и автоматические. По назначению могут быть универсальные (стропы, крюки и др.) и специальные. Для штучных грузов используют стропы из стальных, пеньковых и синтетических канатов или тканых синтетических лент, а для тяжеловесных грузов – из круглозвенных цепей. Стропы навешивают на крюковые подвески грузоподъёмных кранов, охватывая ими штучный груз, при застропке которого образуется самозатягивающаяся конструкция. Используют облегчённые стропы из каната, концы которого образуют петли с вмонтированными в них коушами (специальными кольцами) или крюками.
Специальные грузозахватные устройства предназначаются для грузов определённого вида с различными параметрами. Например, перегрузку сыпучих грузов осуществляют чаще всего специальными ёмкостями (кюбелями, чанами), грейферами, а жидкие – бадьями, ковшами и другими ёмкостями. Быстродействующие клещевые захваты используют для штучных и тарно-штучных грузов, эксцентриковые захваты – для профильного проката. Магнитные материалы перегружают подъёмными электромагнитами постоянного тока грузоподъёмностью до 30 т, ферромагнитные изделия – постоянными магнитами. Автоматический захват панелей, листового стекла и др. осуществляют вакуумными устройствами. При транспортировке заготовок в металлургических цехах используют специальные захваты клещевого или кольцевого типа грузоподъёмностью до 50 т.
Для увеличения точек подвеса грузов большой массы, захвата крупногабаритных асимметричных грузов, при спаренной работе кранов служат траверсы – жёсткие либо телескопические балки или балансиры в виде рам с узлами подвеса. Складирование пакетов тарно-штучных грузов на поддонах или крупногабаритных грузов на прокладках осуществляют вилочными подхватами, а пакетов лесоматериалов – траверсами с подхватами, крюками и стропами. Крупнотоннажные контейнеры (10–30 т) перегружают с помощью автоматического грузозахватного устройства (спредеров), оборудованных телескопическими рамами, имеющими привод для раздвижки консолей с лапами и штырями для крепления контейнера и устройство для центровки точки подвеса относительно его центра тяжести. Спредер снабжён механизмами и приборами блокировки для исключения случаев ненадёжного захвата контейнера, предупреждения раскрытия захвата при перегрузке и др.
Подвод электропитания для привода и управления грузозахватным устройством осуществляется гибким кабелем, подвешенным к грузовой тележке крана. Звуковая и световая сигнализация о работе грузозахватного устройства и элементы управления располагаются в кабине крана.