Гластонберийский фестиваль
Гластонбери́йский фестива́ль (Glastonbury Festival; «Гластонбери», Glastonbury; Гластонберийский фестиваль современного исполнительского искусства, Glastonbury Festival of Contemporary Performing Arts), британский музыкальный фестиваль. Проводится в деревне Пилтон графства Сомерсет (неподалёку от г. Гластонбери) на территории фермы Уорти (Worthy) М. Ивиса. Впервые состоялся в 1970 г. под названием «Пилтонский фестиваль поп-музыки, фолка и блюза». В 1980-х гг. фестиваль стал ежегодным, получив название «Гластонберийский фестиваль», или «Гластонбери», занял важное место в культуре Великобритании и стал одним из самых престижных и крупных музыкальных событий в мире. Среди хедлайнеров фестиваля, выступавших на сцене в форме пирамиды (Pyramid Stage), были Дэвид Боуи (1971, 2000), The Cure (1986, 1990, 1995, 2019), The Rolling Stones (2013), П. Маккартни (2004, 2022), Metallica (2014), The Killers (2007, 2019), Jay-Z (2008), Стиви Уандер (2010), Radiohead (1997, 2003, 2017).
История фестиваля
Первый фестиваль проводился 19 сентября 1970 г. – на следующий день после смерти Дж. Хендрикса. Фестиваль блюза в г. Бат, а также выступление группы Led Zeppelin вдохновили фермера М. Ивиса учредить собственный фестиваль, хотя и в меньшем масштабе. Мероприятие проходило под названием «Пилтонский фестиваль поп-музыки, фолка и блюза» (Pilton Pop Folk & Blues Festival), его посетило около 1,5 тыс. человек, стоимость билета составляла 1 фунт стерлингов (куда включена стоимость фермерского молока).
В 1971 г. фестиваль был переименован в Glastonbury Fayre («Ярмарка Гластонбери») и перенесён на время летнего солнцестояния. В этот раз мероприятие инициировано А. Черчилль, дочерью У. Черчилля, которая была широко известна своей благотворительной деятельностью, и Э. Керром, личным помощником У. Черчилля. Считая, что все другие фестивали в то время были чрезмерно коммерциализированы, они сделали вход бесплатным. Организаторы, среди которых был и Ивис, договорились о выступлении Дэвида Боуи и Hawkwind для 12 тыс. человек. Критики называют это событие «меккой хиппи», где собрались люди, преклоняющиеся перед «любовью и миром». В 1971 г. была построена знаменитая реплика египетской пирамиды в Гизе – сцена-пирамида. Был также снят документальный фильм «Ярмарка Гластонбери» («Glastonbury Fayre», 1972, режиссёры П. Нил, Н. Роуг) в стиле «Вудсток. Три дня мира и музыки» («Woodstock. 3 Days of Peace & Music», 1970, режиссёр М. Уодли) и выпущен одноимённый альбом, в который вошли выступления артистов, принявших участие в фестивале.
В 1979 г. фестиваль всё ещё назывался Glastonbury Fayre и проходил под эгидой Международного года ребёнка. Б. Харкин, создатель знаменитой сцены в форме пирамиды, и А. Черчилль, инициаторы этого события, обратились к Ивису за финансовой поддержкой. Он взял ссуду в банке под залог своей фермы. Несмотря на количество присутствующих (12 тыс. человек) и платный вход (5 фунтов стерлингов), организаторы понесли огромные финансовые потери, поэтому в 1980 г. фестиваль не проводился.
Переименовав мероприятие в Glastonbury Festival («Фестиваль Гластонбери»), Ивис взялся за его организацию. Целью фестиваля 1981 г. была поддержка движения за мир и кампании организации Mid Somerset CND, выступающей за ядерное разоружение. Была построена новая постоянная сцена в форме пирамиды (ранее конструкция была временной), которая во внефестивальное время служила коровником. Выступления групп New Order и Aswad способствовали финансовому успеху фестиваля, и организаторам удалось собрать 20 тыс. фунтов стерлингов для кампании за ядерное разоружение. Фестиваль был не только музыкальным; проводились также театральные постановки и развлекательные мероприятия для детей, демонстрировались кинофильмы. Всего фестиваль посетили 18 тыс. зрителей, цена за билет составляла 8 фунтов стерлингов.
В 1980-х гг. фестиваль начал набирать обороты: количество посетителей, цена за билет и выручка ежегодно возрастали. Во время последующих фестивалей Ивис продолжал сотрудничать с компанией Mid Somerset CND, а по мере расширения мероприятия собирал средства и для иных местных благотворительных организаций. В 1983 г. потребовалось получить лицензию на фестиваль, т. к. вступил в силу «Закон о местном самоуправлении» 1982 г., который давал местным властям право регулировать крупные мероприятия, оговаривая условия их проведения.
В 1985 г. территории фермы Уорти стало недостаточно, поэтому для организации мероприятия была выкуплена соседняя ферма Кокмилл (Cockmill), а в 1986 г. в связи с ростом посещаемости были добавлены офисы службы связи, социального обеспечения и медицинские бригады. Театральная и детская зоны были перемещены на новые локации, появилась первая палатка классической музыки. В 1989 г. полиция впервые наблюдала за порядком на фестивале.
В 1989 г. в Гластонбери появилась рейв-культура, принёсшая с собой импровизированные вечеринки от таких команд, как Sugarlump и Mindscapes. Несколько лет спустя Ивис, который, по его словам, даже не знал, что такое танцевальная музыка, открыл первую официальную танцевальную палатку на фестивале (Muggs. 2019).
В 1990 г. фестиваль переименовали в фестиваль современного исполнительского искусства «Гластонбери». Ивис понимал, что с окончанием «холодной войны» внимание людей сместилось с опасений возможности ядерной войны на заботу об окружающей среде. Поэтому в 1992 г. впервые пожертвования из прибыли фестиваля были переданы организациям Greenpeace, Oxfam и благотворительным фондам.
Лиам Галлахер во время выступления группы Oasis на Гластонберийском фестивале. 1994.Фестиваль 1994 г. назван одним из лучших фестивалей по своему составу: на легендарной сцене NME Stage (ныне Other Stage) выступили исполнители Blur, Oasis, Radiohead, Pulp, Tool, Björk, Beastie Boys и Orbital. Концерт группы Orbital продвинул танцевальную музыку в мейнстрим. «То, что раньше было андеграундом, попало на одну из больших сцен, и оттуда уже не было пути назад», – вспоминает Ивис (цит. по: The Other Stage). Выступление Orbital открыло дорогу в «Гластонбери» таким группам, как The Chemical Brothers, Faithless, Fatboy Slim, The Prodigy.
Фестиваль 1995 г. лишился одного из хедлайнеров, т. к. гитарист Stone Roses Джон Сквайр попал в аварию на велосипеде за несколько недель до фестиваля. В итоге хедлайнером стала группа Pulp, выступление которой считается одним из лучших за всю историю фестиваля (Beaumont. 2023). События фестиваля 1997 г. в шутку прозваны «годом грязи» (History 1997), в том же году одним из самых важных событий, невзирая на технические неполадки, стало выступление группы Radiohead (Dayus. 2021). В 1999 г. Скин (вокалистка Skunk Anansie) стала первой чернокожей британкой, возглавившей выступление на сцене-пирамиде фестиваля «Гластонбери». В том же году фестиваль предлагал посетителям самый широкий спектр развлечений: на сцене выступали более 300 групп, проходили театральные постановки и культурные мероприятия, а также работали более 250 пунктов питания. Информация об этом была опубликована на веб-сайте фестиваля. Мероприятие транслировалось на канале BBC2.
В 2000-х гг. территория фестиваля расширялась: места для кемпинга, новые площадки для танцев, парковочные места. Особое внимание уделялось экологии и переработке отходов. В 2002 г. территория была огорожена массивным забором, а приобрести билеты на фестиваль стало гораздо труднее. В 2000 г. особо запоминающимся было выступление Дэвида Боуи. В 2005 г. одна из дополнительных сцен была переименована в честь покойного диджея BBC Дж. Пила. В 2007 г. Эмили Ивис, младшая дочь М. Ивиса, открыла новую зону – The Park со ставшей легендарной 17-метровой ленточной башней, украшенной разноцветными лентами. Сверху башни был виден сам фестиваль. Неподалёку от неё появился секретный бар The Rabbit Hole, вдохновлённый сказкой Льюиса Кэрролла «Алиcа в Стране чудес». Чтобы попасть в него, необходимо было приложить немалые усилия: найти тайный вход, пройти по туннелям, отгадать загадку. Выступление Jay-Z в 2008 г. стало первым в жанре хип-хоп на главной сцене и породило множество дискуссий, т. к. многие считали «Гластонбери» рок-фестивалем. В частности, музыкант Н. Галлахер (Oasis) отмечал, что хип-хоп на фестивале «Гластонбери» – это неправильно (Akbar. 2008). В этом же году в отдалённой части фестиваля появилось арт-пространство Shangri-La, которое ныне используется в качестве лектория и танцевальной площадки. На нём ежегодно выставляются объекты современного андеграундного искусства. В этом же году на «Гластонбери» выступил Л. Коэн. 2009 г. стал особенным для фанатов группы Blur, воссоединившихся на Pyramid Stage после распада группы.
Группа The Rolling Stones на Гластонберийском фестивале. 2013.В начале 2010-х гг. (особенно после выступления Бейонсе на главной сцене) площадки фестиваля стали доступными также для исполнителей поп- и R'n'B-музыки. В 2013 г. впервые на сцене фестиваля выступила группа The Rolling Stones, а в 2014 г. – Metallica. Организаторы рисковали, т. к. тяжёлый рок не соответствовал программе фестиваля; тем не менее выступление прошло успешно (Savage. 2014), что лишний раз доказало, что «Гластонбери» – площадка, где слушают музыку любых жанров. В 2015 г. на сцене выступил К. Уэст, который провозгласил себя «самой большой рок-звездой на планете» (цит. по: Horner. 2015). Фестиваль посетил также Далай-лама XIV в год своего 80-летия.
Влияние и значение
Вся история и программа фестиваля находится на официальном сайте (Glastonbury Festival). О «Гластонбери» снято несколько документальных фильмов: «Ярмарка Гластонбери» («Glastonbury Fayre», 1971, режиссёры Н. Роуг и П. Нил); «Гластонбери. Фильм» («Glastonbury the Movie», 1996, режиссёры У. Битон, Р. Махони, М. Салкелд) и «Гластонбери» («Glastonbury», 2006, режиссёр Дж. Темпл).
Одним из символов фестиваля стала грязь, появление которой является следствием размывания верхнего слоя почвы из-за обильных осадков и повышения уровня воды в протекающих неподалёку реках. В 1980-х гг. тракторы были единственным возможным средством буксировки людей с площадки в плохую погоду. Несмотря на то что инфраструктурные возможности в 1985 г. во время дождя были на пределе, М. Ивис остался доволен: «мы приняли грязевую ванну и доказали, что всё ещё можем справляться с условиями» (цит. по: History 1985). В 1998 г., как и в 1997 г., было много грязи, и «грязевой сёрфинг» (скольжение по грязи на надувных матрасах) стал особенно популярным среди посетителей. Летом 2005 и 2007 гг. выпало рекордное количество осадков и посетителям фестиваля пришлось передвигаться на лодках.
С 1981 г. стоимость билета, а также количество посетителей ежегодно возрастали. Так, в 1981 г. фестиваль вмещал 18 тыс. человек, а билет стоил 8 фунтов стерлингов; в 1989 г. стоимость выросла до 28 фунтов стерлингов, а фестиваль посетили уже 65 тыс. зрителей; в 2019 г. вместимость площадок фестиваля составляла 203 тыс. человек, а цена за билет составила 248 фунтов стерлингов. В 1993 г. билеты по предоплате были раскуплены к середине июня. В 1995 г. спрос на билеты был таким высоким, что они были полностью раскуплены в течение четырёх недель с даты выпуска в продажу. В 2003 г. они разошлись менее чем за сутки, что сделало билеты на «Гластонбери» самыми востребованными среди всех фестивалей того года. В 2005 г. билеты раскупили менее чем за 3 ч. В 2019 г. все билеты были проданы менее чем за 36 мин.