Гластонберийский фестиваль
Гластонбери́йский фестива́ль (Glastonbury Festival; «Гластонбери», Glastonbury; Гластонберийский фестиваль современного исполнительского искусства, Glastonbury Festival of Contemporary Performing Arts), британский музыкальный фестиваль. Проводится в деревне Пилтон графства Сомерсет (неподалёку от г. Гластонбери) на территории фермы Уорти (Worthy) М. Ивиса. Впервые состоялся в 1970 г. под названием «Пилтонский фестиваль поп-музыки, фолка и блюза». В 1980-х гг. фестиваль стал ежегодным, получив название «Гластонберийский фестиваль», или «Гластонбери», занял важное место в культуре Великобритании и стал одним из самых престижных и крупных музыкальных событий в мире. Среди хедлайнеров фестиваля, выступавших на сцене в форме пирамиды (Pyramid Stage), были Дэвид Боуи (1971, 2000), The Cure (1986, 1990, 1995, 2019), The Rolling Stones (2013), П. Маккартни (2004, 2022), Metallica (2014), The Killers (2007, 2019), Jay-Z (2008), Стиви Уандер (2010), Radiohead (1997, 2003, 2017).
История фестиваля
Первый фестиваль проводился 19 сентября 1970 г. – на следующий день после смерти Дж. Хендрикса. Фестиваль блюза в г. Бат, а также выступление группы Led Zeppelin вдохновили фермера М. Ивиса учредить собственный фестиваль, хотя и в меньшем масштабе. Мероприятие проходило под названием «Пилтонский фестиваль поп-музыки, фолка и блюза» (Pilton Pop Folk & Blues Festival), его посетило около 1,5 тыс. человек, стоимость билета составляла 1 фунт стерлингов (куда включена стоимость фермерского молока).
В 1971 г. фестиваль был переименован в Glastonbury Fayre («Ярмарка Гластонбери») и перенесён на время летнего солнцестояния. В этот раз мероприятие инициировано А. Черчилль, дочерью У. Черчилля, которая была широко известна своей благотворительной деятельностью, и Э. Керром, личным помощником У. Черчилля. Считая, что все другие фестивали в то время были чрезмерно коммерциализированы, они сделали вход бесплатным. Организаторы, среди которых был и Ивис, договорились о выступлении Дэвида Боуи и Hawkwind для 12 тыс. человек. Критики называют это событие «меккой хиппи», где собрались люди, преклоняющиеся перед «любовью и миром». В 1971 г. была построена знаменитая реплика египетской пирамиды в Гизе – сцена-пирамида. Был также снят документальный фильм «Ярмарка Гластонбери» («Glastonbury Fayre», 1972, режиссёры П. Нил, Н. Роуг) в стиле «Вудсток. Три дня мира и музыки» («Woodstock. 3 Days of Peace & Music», 1970, режиссёр М. Уодли) и выпущен одноимённый альбом, в который вошли выступления артистов, принявших участие в фестивале.
В 1979 г. фестиваль всё ещё назывался Glastonbury Fayre и проходил под эгидой Международного года ребёнка. Б. Харкин, создатель знаменитой сцены в форме пирамиды, и А. Черчилль, инициаторы этого события, обратились к Ивису за финансовой поддержкой. Он взял ссуду в банке под залог своей фермы. Несмотря на количество присутствующих (12 тыс. человек) и платный вход (5 фунтов стерлингов), организаторы понесли огромные финансовые потери, поэтому в 1980 г. фестиваль не проводился.
Переименовав мероприятие в Glastonbury Festival («Фестиваль Гластонбери»), Ивис взялся за его организацию. Целью фестиваля 1981 г. была поддержка движения за мир и кампании организации Mid Somerset CND, выступающей за ядерное разоружение. Была построена новая постоянная сцена в форме пирамиды (ранее конструкция была временной), которая во внефестивальное время служила коровником. Выступления групп New Order и Aswad способствовали финансовому успеху фестиваля, и организаторам удалось собрать 20 тыс. фунтов стерлингов для кампании за ядерное разоружение. Фестиваль был не только музыкальным; проводились также театральные постановки и развлекательные мероприятия для детей, демонстрировались кинофильмы. Всего фестиваль посетили 18 тыс. зрителей, цена за билет составляла 8 фунтов стерлингов.
В 1980-х гг. фестиваль начал набирать обороты: количество посетителей, цена за билет и выручка ежегодно возрастали. Во время последующих фестивалей Ивис продолжал сотрудничать с компанией Mid Somerset CND, а по мере расширения мероприятия собирал средства и для иных местных благотворительных организаций. В 1983 г. потребовалось получить лицензию на фестиваль, т. к. вступил в силу «Закон о местном самоуправлении» 1982 г., который давал местным властям право регулировать крупные мероприятия, оговаривая условия их проведения.
В 1985 г. территории фермы Уорти стало недостаточно, поэтому для организации мероприятия была выкуплена соседняя ферма Кокмилл (Cockmill), а в 1986 г. в связи с ростом посещаемости были добавлены офисы службы связи, социального обеспечения и медицинские бригады. Театральная и детская зоны были перемещены на новые локации, появилась первая палатка классической музыки. В 1989 г. полиция впервые наблюдала за порядком на фестивале.
В 1989 г. в Гластонбери появилась рейв-культура, принёсшая с собой импровизированные вечеринки от таких команд, как Sugarlump и Mindscapes. Несколько лет спустя Ивис, который, по его словам, даже не знал, что такое танцевальная музыка, открыл первую официальную танцевальную палатку на фестивале (Muggs. 2019).
В 1990 г. фестиваль переименовали в фестиваль современного исполнительского искусства «Гластонбери». Ивис понимал, что с окончанием «холодной войны» внимание людей сместилось с опасений возможности ядерной войны на заботу об окружающей среде. Поэтому в 1992 г. впервые пожертвования из прибыли фестиваля были переданы организациям Greenpeace, Oxfam и благотворительным фондам.
Фестиваль 1994 г. назван одним из лучших фестивалей по своему составу: на легендарной сцене NME Stage (ныне Other Stage) выступили исполнители Blur, Oasis, Radiohead, Pulp, Tool, Björk, Beastie Boys и Orbital. Концерт группы Orbital продвинул танцевальную музыку в мейнстрим. «То, что раньше было андеграундом, попало на одну из больших сцен, и оттуда уже не было пути назад», – вспоминает Ивис (цит. по: The Other Stage). Выступление Orbital открыло дорогу в «Гластонбери» таким группам, как The Chemical Brothers, Faithless, Fatboy Slim, The Prodigy.
Фестиваль 1995 г. лишился одного из хедлайнеров, т. к. гитарист Stone Roses Джон Сквайр попал в аварию на велосипеде за несколько недель до фестиваля. В итоге хедлайнером стала группа Pulp, выступление которой считается одним из лучших за всю историю фестиваля (Beaumont. 2023). События фестиваля 1997 г. в шутку прозваны «годом грязи» (History 1997), в том же году одним из самых важных событий, невзирая на технические неполадки, стало выступление группы Radiohead (Dayus. 2021). В 1999 г. Скин (вокалистка Skunk Anansie) стала первой чернокожей британкой, возглавившей выступление на сцене-пирамиде фестиваля «Гластонбери». В том же году фестиваль предлагал посетителям самый широкий спектр развлечений: на сцене выступали более 300 групп, проходили театральные постановки и культурные мероприятия, а также работали более 250 пунктов питания. Информация об этом была опубликована на веб-сайте фестиваля. Мероприятие транслировалось на канале BBC2.
В 2000-х гг. территория фестиваля расширялась: места для кемпинга, новые площадки для танцев, парковочные места. Особое внимание уделялось экологии и переработке отходов. В 2002 г. территория была огорожена массивным забором, а приобрести билеты на фестиваль стало гораздо труднее. В 2000 г. особо запоминающимся было выступление Дэвида Боуи. В 2005 г. одна из дополнительных сцен была переименована в честь покойного диджея BBC Дж. Пила. В 2007 г. Эмили Ивис, младшая дочь М. Ивиса, открыла новую зону – The Park со ставшей легендарной 17-метровой ленточной башней, украшенной разноцветными лентами. Сверху башни был виден сам фестиваль. Неподалёку от неё появился секретный бар The Rabbit Hole, вдохновлённый сказкой Льюиса Кэрролла «Алиcа в Стране чудес». Чтобы попасть в него, необходимо было приложить немалые усилия: найти тайный вход, пройти по туннелям, отгадать загадку. Выступление Jay-Z в 2008 г. стало первым в жанре хип-хоп на главной сцене и породило множество дискуссий, т. к. многие считали «Гластонбери» рок-фестивалем. В частности, музыкант Н. Галлахер (Oasis) отмечал, что хип-хоп на фестивале «Гластонбери» – это неправильно (Akbar. 2008). В этом же году в отдалённой части фестиваля появилось арт-пространство Shangri-La, которое ныне используется в качестве лектория и танцевальной площадки. На нём ежегодно выставляются объекты современного андеграундного искусства. В этом же году на «Гластонбери» выступил Л. Коэн. 2009 г. стал особенным для фанатов группы Blur, воссоединившихся на Pyramid Stage после распада группы.
В начале 2010-х гг. (особенно после выступления Бейонсе на главной сцене) площадки фестиваля стали доступными также для исполнителей поп- и R'n'B-музыки. В 2013 г. впервые на сцене фестиваля выступила группа The Rolling Stones, а в 2014 г. – Metallica. Организаторы рисковали, т. к. тяжёлый рок не соответствовал программе фестиваля; тем не менее выступление прошло успешно (Savage. 2014), что лишний раз доказало, что «Гластонбери» – площадка, где слушают музыку любых жанров. В 2015 г. на сцене выступил К. Уэст, который провозгласил себя «самой большой рок-звездой на планете» (цит. по: Horner. 2015). Фестиваль посетил также Далай-лама XIV в год своего 80-летия.
Влияние и значение
Вся история и программа фестиваля находится на официальном сайте (Glastonbury Festival). О «Гластонбери» снято несколько документальных фильмов: «Ярмарка Гластонбери» («Glastonbury Fayre», 1971, режиссёры Н. Роуг и П. Нил); «Гластонбери. Фильм» («Glastonbury the Movie», 1996, режиссёры У. Битон, Р. Махони, М. Салкелд) и «Гластонбери» («Glastonbury», 2006, режиссёр Дж. Темпл).
Одним из символов фестиваля стала грязь, появление которой является следствием размывания верхнего слоя почвы из-за обильных осадков и повышения уровня воды в протекающих неподалёку реках. В 1980-х гг. тракторы были единственным возможным средством буксировки людей с площадки в плохую погоду. Несмотря на то что инфраструктурные возможности в 1985 г. во время дождя были на пределе, М. Ивис остался доволен: «мы приняли грязевую ванну и доказали, что всё ещё можем справляться с условиями» (цит. по: History 1985). В 1998 г., как и в 1997 г., было много грязи, и «грязевой сёрфинг» (скольжение по грязи на надувных матрасах) стал особенно популярным среди посетителей. Летом 2005 и 2007 гг. выпало рекордное количество осадков и посетителям фестиваля пришлось передвигаться на лодках.
С 1981 г. стоимость билета, а также количество посетителей ежегодно возрастали. Так, в 1981 г. фестиваль вмещал 18 тыс. человек, а билет стоил 8 фунтов стерлингов; в 1989 г. стоимость выросла до 28 фунтов стерлингов, а фестиваль посетили уже 65 тыс. зрителей; в 2019 г. вместимость площадок фестиваля составляла 203 тыс. человек, а цена за билет составила 248 фунтов стерлингов. В 1993 г. билеты по предоплате были раскуплены к середине июня. В 1995 г. спрос на билеты был таким высоким, что они были полностью раскуплены в течение четырёх недель с даты выпуска в продажу. В 2003 г. они разошлись менее чем за сутки, что сделало билеты на «Гластонбери» самыми востребованными среди всех фестивалей того года. В 2005 г. билеты раскупили менее чем за 3 ч. В 2019 г. все билеты были проданы менее чем за 36 мин.