Экономические характеристики летательного аппарата
Экономи́ческие характери́стики лета́тельного аппара́та, отражают затраты трудовых и материальных ресурсов на разработку, серийное производство и эксплуатацию летательного аппарата. Экономические характеристики, наряду с прочими критериями оценки, используются при выборе оптимального варианта проектируемого летательного аппарата и для сравнения его с другими образцами. На ранних стадиях разработки летательного аппарата его экономические характеристики определяются с помощью приближённых методов (экстраполяционно-статистических, сопоставительно-аналоговых, экспертных), а по мере конкретизации проекта применяются более точные нормативно-калькуляционные методы, позволяющие учитывать различные виды прямых и косвенных затрат и капитальных вложений на соответствующих стадиях жизненного цикла летательного аппарата.
К основным критериям экономической оценки летательного аппарата относятся:
затраты на разработку летательного аппарата, охватывающие все затраты, связанные с проектированием, постройкой опытных образцов, созданием экспериментальных установок, проведением наземных и лётных испытаний, доводкой образцов и относящиеся к составным частям летательного аппарата и летательному аппарату в целом;
себестоимость серийного летательного аппарата, которая включает приходящиеся на один экземпляр затраты завода-изготовителя летательного аппарата на подготовку и освоение производства, материалы и полуфабрикаты, покупные комплектующие изделия (в том числе двигатели, бортовое оборудование и т. п.), заработную плату и другие расходы (в некоторых случаях в себестоимость частично или полностью включаются затраты на разработку летательного аппарата). На основе себестоимости устанавливается цена летательного аппарата;
себестоимость лётного часа или (для транспортных летательных аппаратов) единицы транспортной работы (1 тонно-километр или 1 пассажиро-километр), которая учитывает различные эксплуатационные расходы, в том числе затраты на горюче-смазочные материалы, заработную плату лётно-подъёмного состава, техническое обслуживание и ремонт летательного аппарата, амортизационные отчисления, эксплуатацию аэродромных сооружений и т. п.;
стоимость жизненного цикла летательного аппарата, учитывающая затраты на его разработку, изготовление и эксплуатацию в течение предполагаемого срока службы.
Непрерывное повышение лётно-технических характеристик и эффективности летательного аппарата, осуществляющееся на основе изыскания и внедрения новых научно-технических решений, усложнение конструкции летательного аппарата, применение дорогостоящих материалов и новейшего радиоэлектронного оборудования сопровождаются соответствующим ростом затрат на разработку и производство летательного аппарата.
Эксплуатационные экономические характеристики (такие, как себестоимость перевозок) часто рассматриваются в качестве единого критерия эффективности применения гражданских летательных аппаратов. В процессе развития воздушного транспорта экономическая эффективность летательных аппаратов улучшалась за счёт повышения производительности летательных аппаратов (посредством увеличения пассажировместимости и скорости полёта), сокращения потребления топлива (посредством снижения удельного расхода топлива двигателей и повышения аэродинамического качества летательного аппарата), увеличения ресурса двигателей, бортового оборудования и конструкции летательного аппарата, а также за счёт других технических характеристик. В числе важных эксплуатационных факторов повышения экономической эффективности воздушных перевозок – увеличение годового налёта летательного аппарата и более полное использование его грузоподъёмности и пассажировместимости (увеличение коэффициента загрузки летательного аппарата).
Для боевых летательных аппаратов разрабатываются различные методы их оценки типа «стоимость – эффективность», в которых те или иные стоимостные показатели выполнения боевой операции соотносятся с показателями ожидаемого эффекта (боевой эффективности).