Эффект IKEA
Эффе́кт IKEA, когнитивное искажение, влияющее на оценку товаров, в создании которых человек принимал непосредственное участие. Человек приписывает крайне высокую стоимость или ценность вещам, если он собственноручно собирал их из деталей (Mochon. 2012). Эффект назван в честь популярной шведской компании IKEA, которая производит и продаёт мебель (впервые предложив покупателям самостоятельно собирать её) и товары для дома. Усилия, которые человек вкладывает в завершение продукта, например в сборку стула, заставляют его высоко ценить этот продукт. Стоимость такого стула, собранного своими руками, субъективно возрастает в разы по сравнению с тем продуктом, в сборке которого человек не принимал участия.
Создание продуктов удовлетворяет психологическую потребность потребителей в демонстрации компетентности себе и другим. Чувство компетентности, связанное с продуктами, созданными своими руками, приводит к повышению их ценности. Но эффект IKEA работает только в том случае, если труд плодотворен. Если же у человека не получается справиться с задачей, где нужно собственноручно что-либо делать, то эффект повышения ценности товара не возникает (Norton. 2012).
Эффект IKEA впервые упомянула группа поведенческих экономистов во главе с Майклом Нортоном. Они исследовали, что предпочитают покупатели: готовый продукт и экономию ресурсов или же продукт, требующий самостоятельной сборки, и возможность принять участие в процессе его создания. Результаты исследования подтвердили гипотезу, что за продукт, сделанный своими руками, люди готовы платить больше (Mochon. 2012).
Эффект часто имеет практическое применение. Например, в начале 20 в. была выпущена сухая смесь для приготовления пирога, которую просто нужно было залить водой. Продукт не пользовался популярностью среди покупателей. Психологи выяснили, что люди не получали удовольствие от процесса приготовления, т. к. он слишком прост. Тогда производители предложили покупателям самостоятельно добавлять яйца к смеси. После этого продажи выросли (BBC Genome).
Эффект IKEA применяется не только в продажах, его используют также при создании сайтов и в сфере образования. Дизайнеры сайтов стараются сделать интерфейс максимально понятным и простым, но при этом оставляют пользователю возможность вносить изменения в товары или персонализировать их, выбирать оформление и тем самым повышают вовлечённость и ощущение причастности к процессу создания продукта. В сфере образования ученикам и студентам предлагают участвовать в создании занятий, предоставляют им больше свободы и ответственности, тем самым ценность полученных знаний возрастает.