Джентрификация
Джентрифика́ция (англ. gentrification), модернизация и трансформация пришедших в упадок районов в популярные городские места. В ходе джентрификации меняется облик пространства – ревитализируются старые здания, появляются новые, благоустраиваются общественные пространства. Вместе с тем меняется состав жителей и пользователей района: на смену коренному населению с невысокими доходами приходят люди, принадлежащие к верхней части среднего класса, а также обеспеченные горожане.
Термин «джентрификация» был введён британским социологом Рут Гласс в работе «Лондон: аспекты изменения» (London. 1964). С помощью данного термина Гласс описала то, как после Второй мировой войны рабочие районы Лондона постепенно заселялись средним классом и как при этом на смену скромным двухэтажным коттеджам в Ислингтоне, Паддингтоне и северном Кенсингтоне пришли роскошные резиденции.
Английское слово gentry означает «дворянство», так что дословно термин «джентрификация» можно перевести как «одворянивание» или повышение социального статуса. Джентрификация, как правило, происходит в мегаполисах и касается индустриальных районов, населённых людьми с невысокими доходами. При джентрификации естественным образом меняется расовый или этнический состав района и средний доход проживающих здесь семей, поскольку жильё и арендные площади для бизнеса дорожают, а в районе появляются новые услуги и сервисы, ориентированные на потребителей с высоким доходом. В. Л. Глазычев описал джентрификацию как «процесс редевелопмента целых районов, вследствие чего они переживают полную смену социального состава населения» (Глазычев. 2011. С. 357–358).
Движущей силой джентрификации часто становятся горожане, принадлежащие к «креативному классу»: художники, кураторы, музыканты, журналисты и т. д. Иногда их называют «ранними джентрификаторами». Из-за изначально невысоких цен именно джентрификаторы начинают жить, арендовать мастерские и открывать малые бизнесы (галереи, школы, парикмахерские и т. п.) в бедных кварталах. Постепенно в таких местах формируется особая атмосфера, привлекающая людей с высокими доходами и девелоперов. За ростом интереса следуют рост инвестиций и новое строительство.
В процессе джентрификации старое жильё часто сносится в пользу нового, более дорогого и многоэтажного, а старые магазины, рестораны и другие достопримечательности района не выдерживают конкуренции с новыми «третьими местами», ориентированными на посетителей с высоким доходом. Из-за роста цен на недвижимость и аренду коммерческих площадей из района вынуждены переезжать жители, представители креативного класса и владельцы малого бизнеса (Зукин. 2019).
Новая аутентичность района или комбинация новых и старых повседневных практик могут превратиться в бренд города и привлекать туристов – так, например, случилось с райном Эржебетварош в Будапеште. Джентрификация повышает экономическую ценность городской территории, но существенно меняет её облик и повседневные практики. Вытеснение незащищённых горожан из одних районов в другие, как правило из центра на окраину или в пригород, повышает неравенство в городе, а аутентичность, помогающая привлечь инвестиции, постепенно вымывается.
Джентрификация не считается однозначно положительным или однозначно отрицательным явлением. Это комплексный городской процесс, в котором участвует множество заинтересованных лиц – исконные жители района, владельцы малого бизнеса, представители креативного класса, девелоперы, новые жители района.