Дильмун
Ди́льмун (Тильмун), древняя цивилизация и названная её именем археологическая культура конца 4-го – середины 1-го тыс. до н. э. на архипелаге Бахрейн в Персидском заливе (ныне государство Бахрейн). Дильмун упомянут в клинописных текстах Урука около 3300 г. до н. э. и в других источниках. Апогей развития приходится на 2-ю половину 3-го – начало 2-го тыс. до н. э., когда Дильмун стал основным транзитным пунктом, через который происходило снабжение Месопотамии медью, хлоритом и стеатитом из Магана (ныне территория Омана), полудрагоценными камнями и слоновой костью из Мелуххи (вероятно, древние поселения Хараппской цивилизации в долине реки Инд). Дильмун поставлял панцири черепах, жемчуг, высококачественные финики.
Приблизительно на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. Дильмун колонизировал о. Файлака (ныне территория Кувейта). Во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. оказался под властью касситских правителей Месопотамии, а затем Ассирии (титулатура её царей включала «царь Дильмуна»). Известны имена некоторых местных правителей Дильмуна [например, в относящейся к концу 8 в. до н. э. надписи из дворца в Дур-Шаррукине упомянут принёсший Саргону II дары (дань) «Упери, царь Дильмуна»]. Последнее упоминание Дильмуна содержится в анналах Нововавилонского царства (около 544 до н. э.). Позднее архипелаг вошёл в состав государства Ахеменидов. Археологические памятники Бахрейна с конца 4 в. до н. э. выделяют в период или культуру Тилос.
Один из важнейших памятников архипелага – городище Калъат-аль-Бахрейн, где исследованы постройки нескольких периодов цивилизации Дильмун (в том числе дворец правителя касситского периода с остатками архива глиняных клинописных табличек), а также более позднего времени. На окраине современного селения Барбар (Северная мухафаза) практически полностью изучен храмовый комплекс (сооружён около 2200 до н. э., неоднократно перестраивался), где одним из объектов поклонения был громадный колодец с пресной водой. Считается, что здесь почиталось месопотамское божество Энки и/или его сын Инзак, связанные с культом воды. На городище Саар раскопан храм с трёхколонным залом.
Обнаружены также огромные некрополи (Саар, Джанабия, Рифаа, Мадинат-Хамад, Мадинат-Иса, Бури, Умм-Джидр, Али, Каррана и др.), включающие иногда несколько тысяч погребальных сооружений. Под земляными насыпями располагались каменные гробницы либо грунтовые ямы, обложенные необработанными камнями. При погребённых найдены керамические, каменные, бронзовые, стеклянные сосуды; оружие, орудия труда; украшения, в том числе из золота; импортные предметы.