Демократическая Республика Конго. Танец
Танцева́льная культу́ра Демократи́ческой Респу́блики Ко́нго. Многочисленные фольклорные ансамбли Демократической Республики Конго (ДРК) сохраняют древние танцевальные традиции. Танец представляет собой сложный полиритмический комплекс. Как правило, он очень энергичен, сопровождается игрой на барабане, хлопками, возгласами, прищёлкиванием языком, ударами ладоней по телу. Танцору «аккомпанирует» весь его костюм – звон браслетов и колец, шуршание травы, из которой сплетены юбки и повязки на руках и ногах. Во время танцев используются маски, пародирующие конкретных людей, изображающие духов.
Репертуар танцевальных коллективов ДРК разнообразен и тесно связан с этнической принадлежностью: кимбунда – танцы племени бунда дидиофа из провинции Бандунду (ныне провинция Квилу; кафул посвящён вождю племени; энген – рождению ребёнка; лазар – победе в суде); шаба – танцы одноимённого района провинции Катанга (ныне провинция Верхняя Катанга; мбудже – танец посыльного к вождю для приглашения на свадьбу; киемба – танец, доставляющий удовольствие водяным чудовищам); кимонго – танцы провинции Экваториальная (кимонго – исполняется на реке в пироге, чтобы задобрить духов предков монго, совершается в присутствии вождя; эконда – танец воинов). Символичны также танцы пигмеев: ияйя воспевает удачную охоту и обнаружение местности, богатой дичью; мпонго лоило – удачную охоту на орла; кебо – самый древний пигмейский танец, исполняемый вокруг вождя племени; боланга – танец воина во время похорон вождя.
Среди хореографических коллективов Киншасы наиболее известна Студия Кабако (Studios Kabako). Театральные и хореографические коллективы существуют также в городах Лубумбаши, Матади, Мбужи-Майи и др.
Постановки Национального балета Демократической Республики Конго (Ballet National de la République Démocratique du Congo, 1969) осуществляются на основе образцов традиционной музыкально-танцевальной культуры.
В 1990-х гг. появился танцевальный жанр ндомболо (ndombolo), получивший широкое распространение в странах Тропической Африки и в диаспорах за пределами континента. Танец исполняется вместе мужчинами и женщинами. Хореография танца включает быстрые вращения бёдрами, акцентирование внимания на задней части тела при резких движениях вперёд и назад. В 2004 г. танец объявлен непристойным и запрещён к демонстрации по национальному телевидению. В 2018 г. появился танец Ecole dance, во многом повторивший танцевальные движения ндомболо.
В городах исполняются танцы в стилях соукус (soukous, конголезская румба), сочетающие основные элементы национальных танцев с латиноамериканскими ритмами, и кваса-кваса (kwassa kwassa). В 2021 г. конголезская румба включена в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Традиционные танцы остаются популярными как в сельских районах, так и в городах.
Конголезские традиционные и современные танцы пользуются большим успехом у посещающих ДРК туристов. Возможность приобщиться к танцевальному искусству своей страны предоставляют столичные джаз-бары и клубы Nexxt Club Kinshasa, Kwilu Bar, Palm Beach, Millionaire Club, Saloon Kinshasa, а также культурный центр «Сентр-Валлони-Брюссель» (Centre Wallonie Bruxelles).