Дата-сессия
Да́та-се́ссия, используемый в этнометодологии и конверсационном анализе (EMCA) метод предварительного анализа данных, который заключается в коллективной работе с небольшими (обычно 20–30-секундными) фрагментами аудио или видео, фиксирующими элементы естественно протекающего социального взаимодействия с целью выделить, что являлось релевантным для участников ситуации.
Первые описания метода появляются в 1995 и 1999 гг. в работах Б. Джордан и О. Хендерсона, а также П. тен Хейва (Jordan. 1995; ten Have. 2007), а сам он, предположительно, появляется в 1980–1990-е гг. Метод плохо задокументирован, но есть указания, что одна из основательниц конверсационного анализа Г. Джефферсон активно участвовала в его разработке.
Дата-сессии рассматриваются одновременно как исследовательская и педагогическая практика, в которой может принять участие любой желающий, в том числе не имеющий предварительной подготовки в области EMCA. При этом количество участников дата-сессии должно быть небольшим, обычно до 15 человек. Желательно, чтобы фрагменты для анализа демонстрировали естественно ограниченную часть деятельности, т. е. можно было выделить её начало и конец (например, решение задачи на школьном уроке). В ходе дата-сессии происходит коллективное «замечание» того, что происходит на аудио или видео (как люди взаимодействуют, с помощью каких ресурсов). Задача дата-сессии заключается в том, чтобы увидеть новые перспективы для анализа данных, обсудить различные интерпретации того, что происходит на аудио/видео. Поэтому до её начала необходимо сделать вербальный или конверс-аналитический транскрипт аудио/видео материала и назначить/выбрать модератора.
Дата-сессию можно разделить на несколько этапов:
Первое проигрывание аудио/видео и предоставление контекста: тот, кто предоставил данные, кратко описывает контекст происходящего на записи, все участники могут задать уточняющие вопросы.
Первые наблюдения: аудио/видео проигрывается около 10 раз без комментариев, затем все участники по очереди высказывают свои наблюдения.
Определение фокуса и более детальный просмотр фрагментов: коллегиально или по выбору модератора решается, какие наблюдения далее будут рассматриваться более подробно, – соответствующий фрагмент видео пересматривается необходимое количество раз, участники на основе данных предлагают интерпретации происходящего.
По завершении дата-сессии её участники по желанию могут высказываться, что в данных показалось им наиболее странным/интересным/непонятным и какие вопросы остались после обсуждения. Модератор резюмирует основные наблюдения участников с выходом на исследовательские темы.
Дата-сессии основаны на ряде основополагающих принципов. Во-первых, участники пытаются узнать не что на самом деле происходило в ситуации, а как те или иные элементы взаимодействия были доступны самим людям на записи. Например, если какое-то слово на записи плохо слышно, его могло быть плохо слышно и людям на записи, и они могли на это ориентироваться. Во-вторых, наблюдения осуществляются на основе данных. Нельзя высказывать интерпретации без указания на то, как они проявляются в данных. Например, нельзя говорить «он не понимает, о чём разговор» без демонстрации того, как непонимание проявляется в поведении, зафиксированном на аудио/видео.
Условно можно разделить дата-сессии на поисковые, когда у исследователя ещё не сформировался аналитический фокус, и сфокусированные, когда у исследователя уже есть сформированный вопрос, и он хочет расширить своё видение данных и/или проверить свои интерпретации в кругу коллег. Наличие или отсутствие исследовательского фокуса влияет на отбор фрагментов для анализа. Для сфокусированной дата-сессии выбираются фрагменты, соответствующие аналитическому фокусу (например, как с помощью интонации достигается закрытие разговора). Для поисковой дата-сессии выбираются фрагменты, которые вызывают у её участников вопросы, непонимание (например, «почему здесь такая длинная пауза?»).
Эвристическая и дидактическая полезность дата-сессии обусловлена тем, что этот метод обеспечивает богатый обмен идеями и эмпирическими наблюдениями благодаря тому, что участники обращают внимание на разные вещи вследствие своего исследовательского фокуса и опыта, дисциплинарной принадлежности, языка и пр. Также дата-сессии позволяют сформировать профессиональный взгляд на данные у начинающих исследователей и при этом избежать влияния авторитета более опытных коллег, поскольку наблюдения осуществляются на основе данных, доступных всем в равной степени.