Челябинская детская железная дорога
Челя́бинская де́тская желе́зная доро́га, учреждение дополнительного образования детей в г. Челябинск. Структурное подразделение компании «Южно-Уральская железная дорога» (филиал «Российских железных дорог»).
Идея постройки Малой Южно-Уральской железной дороги в Челябинске предложена комсомольцами железнодорожной школы № 2 в 1939 г. Осенью того же года началось её проектирование институтом Челябгипротранс. Строительство началось 12 мая 1940 г. Открытие дороги планировалось на 3 августа 1941 г. (День железнодорожника), однако не состоялось вследствие начала Великой Отечественной войны. В годы войны дорога была разобрана, рельсы вывезены на фронт.
Строительство дороги было возобновлено в 1947 г. Торжественное открытие состоялось 31 мая 1949 г. Протяжённость дороги составляла всего 700 м, действовали тупиковые станции – имени Павлика Морозова и Разъезд № 1 (разобрана в 1953).
В 1953 г. дорога реконструирована, её протяжённость увеличена до 2 км. Дорога соединила Центральный парк культуры и отдыха и прилегающий лесопарк. Около пляжа на реке Миасс создана станция Водная. В 1961 г. дорога вновь реконструирована, длина увеличена до 4 км, построена станция Пионерская (с 1998 Лесная). В 1970-х гг. устроена полуавтоматическая блокировка. В конце 1980-х гг. построен перегон от станции имени Павлика Морозова до станции Лесная, однако вследствие нехватки средств движение не было открыто. В 1988 г. детская железная дорога получила современное название.
В 1996–1997 гг. на фоне экономического кризиса дорога не функционировала, в 1997 г. движение восстановлено на участке станция Водная – станция имени Павлика Морозова. В 1998 г. восстановлены станции Солнечная и Звёздная, построена новая платформа – Зоопарк, дорога приобрела современную конфигурацию. Во время реконструкции 2008 г. проведена полная замена железнодорожного пути, построены бетонные здания станций.
Численность обучающихся на Челябинской детской железной дороге около 900 человек. Дорога действует с мая по сентябрь. Протяжённость дороги 5,8 км, действуют 5 станций (Солнечная, Лесная, Водная, имени Павлика Морозова, Звёздная) и платформа Зоопарк. Ежегодно дорогой пользуются около 55 тыс. человек. Подвижной состав включает в себя 3 тепловоза и 8 пассажирских вагонов (все – производства Камбарского машиностроительного завода).