Сономбалжирын Буяннэмэх
Со́номбалжирын Бу́яннэмэх (монг. Сономбалжирын Буяннэмэх) (15.9.1902, хошун Гоби-Тушэ-Гуна, Тушэтухановский аймак, ныне сомон Дэлгэрхангай, аймак Дундговь – 11.9.1937, Улан-Батор), монгольский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель. Один из основоположников современной монгольской литературы.
Получил домашнее образование в приёмной семье деятеля национально-освободительного движения внутренних монголов Тогтох-тайджи; знал письменный монгольский, китайский, маньчжурский языки. В 1921 г. вступил в Монгольскую народную партию; был командирован в Дальневосточное бюро Коминтерна в Иркутске, где совместно с Б. З. Шумяцким принимал участие в выпуске 6 номеров монгольской революционной газеты «Монголын унэн» («Монгольская правда»), создании агитационных листовок и «Манифеста Монгольской народной партии». В 1921 г. избран председателем Центрального комитета Революционного союза молодёжи. В 1922 г. участвовал в 1-м съезде трудящихся Дальнего Востока в Москве. В 1924–1925 гг. редактор «Дотоод Монголын ардын сэтгүүл» («Народного журнала Внутренней Монголии»). В 1926–1928 гг. в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) преподавал монгольский письменный язык, участвовал в создании антологии монгольской литературы «Украшение искусных слов» («Уран угсийн чимэг», 1929). В 1929 г. организатор и руководитель кружка революционных монгольских писателей, куда входили Ц. Дамдинсурэн, М. Дугаржав, Г. Навааннамжил, Б. Ринчен, Л. Цэндсурэн, Д. Чимид, М. Ядамсурэн и др. С 1934 г. главный редактор журнала «Монгол ардын үндэсний соёлын зам» («Путь монгольской народной национальной культуры»). Председатель Союза писателей Монголии (1934–1936). Репрессирован (1937); реабилитирован посмертно (1962).
Основные темы творчества – критика феодального строя, призывы к революционным преобразованиям. Многие стихи Буяннэмэха положены на музыку, «Монгольский интернационал» («Монголын интернационал», 1922) стал гимном Монгольской народно-революционной партии. В прозе первым поднял темы, ставшие впоследствии центральными в новой монгольской литературе (после 1921). В рассказе «Золотая рыбка, устремившаяся вдаль» («Алсыг зорьсон алтан загас», 1927) в аллегорической форме говорил о необходимости просвещения народа Монголии, приобщения его к достижениям мировой культуры. В «Рассказе растерянного человека» («Мэгдсэн хуний яриа», 1934) акцентировал недостатки старых обычаев. В ироничном рассказе «Завтра нерадивого Гомбо» («Бутэлгуй Гомбын маргааш», 1935) критиковал лень и пассивность. Первым в монгольской литературе изобразил В. И. Ленина, с которым встречался в Москве в 1922 г. («Удивительная встреча», «Гайхалтай учрал», 1935). В произведении Ленин предстаёт простым, чутким, ироничным, весёлым человеком.
Наиболее известна драматургия Буяннэмэха, в которой звучит призыв к национальному возрождению, просветительской и революционной деятельности: «Пьеса о героическом богатыре Тэмуджине» («Баатар хувуун Тэмуужиний жужиг», 1928); «Марал и Шар», 1928; «Владыка драгоценного соёмбо – героический Сухэ-Батор» («Эрдэнэт соёмбын эзэн эрэлхэг Сухбаатар», 1934). Для пьес характерны черты новой монгольской литературы начального периода: публицистичность, схематизм, использование элементов национального фольклора. В первой монгольской пьесе «Сандо амбань» («Сандо амбан», 1922; переработанный вариант – «Краткая история недавнего прошлого», «Ойрхи цагийн товч туух», 1924), приуроченной к 11-й годовщине освобождения монголов от маньчжурского владычества и посвящённой Монгольской национально-освободительной революции 1911 г., противопоставил продажность феодалов и лам верности идеям национального освобождения беднейших аратов. Произведение положило начало процессу искажения в литературе монголов истории и действительности в угоду коммунистической идеологии.
В теоретических работах 1930-х гг. обращался к проблемам новой литературы. В статьях «Двери в литературу» («Утга зохиолын ууд», 1935), «Литература нового времени» («Шинэ уеийн утга зохиол», 1936) выступал за расширение круга тем и форм литературных произведений, развитие психологизма, углубление характеров персонажей, создание современного литературного языка.