Борьба с загрязнением воздуха в Пекине
Борьба с загрязнением воздуха в Пекине. Из-за топографических особенностей (с запада к Пекину подходят горы Сишань, в северной части проходит горный хребет Яньшань, горная территория города составляет более 60 %) Пекин страдает от смога, туманов, пыльных бурь (последние чаще всего бывают весной). Городская среда загрязняется не только автомобильными выхлопами, но и смогом, образующимся в результате деятельности промышленных и коммунальных предприятий. Уровень загрязнения городской среды пылью в 2011 г. составлял 121 PM10 мкг [число микроскопических частичек пыли менее 10 микрометров (10–6 м) в 1 м3; для сравнения самый чистый город Китая Хайкоу имел 38 PM10 мкг, а самый загрязнённый – Ланьчжоу – 150 PM10 мкг].
В 2010-е гг. правительство Пекина предпринимало много усилий по повышению экологического качества городской среды. Для этого осуществлён частичный перенос многих экологически вредных предприятий в города соседней провинции Хэбэй. Вместо автобусов с дизельными двигателями введены в эксплуатацию энергосберегающие и экологически чистые, использующие природный газ и электричество (электробусы). В 2018‒2021 гг. значительно увеличен парк троллейбусов, которые заменили большое число автобусов с традиционными двигателями. Введены жёсткие ограничения на использование государственных и частных транспортных средств. Значительно снижена стоимость проезда в автобусах и метро, чтобы стимулировать жителей Пекина как можно больше пользоваться общественным транспортом. В городской зоне запрещено использование автомобильных двигателей с «жёлтой этикеткой» (с большими выбросами вредных веществ в воздух). В 2015 г. в центральных районах города полностью отказались от отопления домов углём (в целом по городу потребление угля снизилось с 26 млн т в 2010 до 12 млн т в 2015 и 9 млн т в 2018). Для повышения уровня озеленения, препятствующего быстрому продвижению пыльных бурь, часто накрывающих территорию города весной, осуществлена массовая посадка деревьев на близлежащей территории автономного района Внутренняя Монголия, провинции Шаньси и на других территориях в окрестностях Пекина.
В 2013 г. введена четырёхуровневая система предупреждения об опасном загрязнении воздуха в соответствии с продолжительностью непогоды: одни сутки – синий, двое суток – жёлтый, трое – оранжевый, больше трёх суток – наивысший уровень – красный. При появлении сильного смога частные автомобили (за исключением электромобилей) с номерными знаками, оканчивающимися на чётные и нечётные числа, выезжают на городские дороги поочерёдно в соответствующие дни. При оранжевом и красном уровнях загрязнения запрещён выезд на дороги всех тяжёлых грузовиков.
В 2012 г. в Пекине введены более строгие экологические нормы на частички пыли в воздухе: наряду с замерами PM10 мкг расчёты стали проводиться и по PM2,5 мкг (частичек пыли менее 2,5 микрометров). В 2019 г. среднегодовая концентрация PM2,5 в Пекине составила 42 мкг в 1 м3 (51 в 2018), но ещё превышала национальную норму (35 мкг в 1 м3) на 20 %; в 2021 г. – 33 мкг в 1 м3 (во время пыльных бурь она доходит до 250 мкг в 1 м3).
В 2019 г. среднегодовые концентрации PM10, диоксида азота и диоксида серы составляли 68 мкг, 37 мкг и 4 мкг в 1 м3 соответственно; в 2021 г. – 55, 26 и 3 мкг в 1 м3. Содержание PM10 и диоксида азота впервые достигло национального стандарта (70 мкг и 40 мкг в 1 м3) в 2019 г., равно как и диоксида серы (60 мкг в 1 м3). Содержание сернистого газа в воздухе в 2013–2019 гг. снизилось до 34 мкг в 1 м3; озона в 2021 г. составляло 149 мкг в 1 м3.
В южной части города воздух более загрязнён, чем в северной. В 2021 г. в Пекине было 288 дней с хорошим качеством воздуха, что на 112 дней больше, чем в 2013 г.
Летом 2015 г. введены ограничения на курение в общественных местах.