Безопасный автомобиль
Безопа́сный автомоби́ль, автомобиль, конструкция которого обеспечивает высокий уровень активной, пассивной и экологической безопасности.
Активная безопасность автомобиля предполагает низкую вероятность его попадания в дорожно-транспортное происшествие; пассивная безопасность – достаточный уровень защиты водителя, пассажиров, пешеходов при дорожно-транспортном происшествии; экологическую безопасность – незначительный уровень вредного воздействия автомобиля на окружающую среду.
Активная безопасность зависит от ряда функциональных свойств автомобиля, таких, как тормозные свойства, управляемость, устойчивость, обзорность с места водителя, внешняя информативность (количество, цвет и расположение внешних световых приборов), уровень шума на рабочем месте водителя и др. Уровень названных свойств определяется общей конструкцией автомобиля, а также конструкцией его отдельных элементов (например, шин); закладывается он на этапе проектирования. В современных безопасных автомобилях применяются электронные системы, помогающие водителю управлять автомобилем в аварийных ситуациях: антиблокировки тормозов, стабилизации траектории, предотвращения опрокидывания и пр.
Для повышения пассивной безопасности водителя и пассажиров кузова современных легковых автомобилей имеют легкодеформируемые переднюю и заднюю части (зоны поглощения энергии удара при столкновении) и жёсткий пассажирский салон с встроенным каркасом безопасности. Безопасные автомобили оснащаются различными приспособлениями, удерживающими человека на месте при авариях: ремнями безопасности, подушками безопасности, подголовниками сидений и др. Вероятность получения травм уменьшают за счёт применения безосколочных и многослойных стёкол, мягкой отделки панелей салона, отсутствия острых наружных выступов кузова (для безопасности пешеходов) и т. п. Послеаварийная пожаробезопасность автомобиля обеспечивается конструкцией топливной системы и системы электрооборудования, местом расположения топливного бака, заливной горловины и др.
Экологическую безопасность автомобиля зависит от уровня содержания вредных выбросов в отработавших газах автомобильных двигателей (оксидов углерода и азота, углеводородов, сажи и т. п.), уровня внешнего шума автомобиля, степени использования экологически безвредных материалов в конструкции (например, безасбестовые тормозные колодки) и приспособленности конструкций автомобиля к утилизации. Количество вредных выбросов в безопасных автомобилях постоянно снижают за счёт совершенствования конструкции двигателя, применения систем нейтрализации и улавливания вредных веществ и др.
Конструкция современного безопасного автомобиля рассчитана на повторное использование (рециклинг) при утилизации его материалов, деталей и эксплуатационных жидкостей до 85–95 %.