Бар в машиностроении
Бар (от англ. bar – металлическая полоса, лом), рабочий орган некоторых машин, которые используются в горном деле или земляных работах. Предназначен для образования врубовой щели в пласте полезного ископаемого или для прорезания траншей и щелей в разрабатываемом грунте, отбойки (несколькими барами, расположенными рядом) и навалки полезного ископаемого (например, на забойный конвейер).
Бар состоит (рис. 1) из бесконечной режущей цепи, движущейся в пазах направляющей рамы. На звеньях цепи укрепляются кулаки с гнёздами для резцов или погрузочных лопастей. Резцы устанавливаются в кулаках веерообразно и образуют вруб высотой от 90 до 150 мм.
В горном деле баром оснащены врубовая, врубово-навалочная и навалочная машины, а также горный комбайн. По конфигурации получаемой врубовой щели бары подразделяются на плоские, изогнутые, Z-образные, кольцевые и контурные. Обычно бары имеют постоянную конфигурацию и размеры, но бывают и шарнирные с изменяющейся конфигурацией; бары такого типа при перегоне машины можно складывать. У врубовых машин наибольшее распространение получили плоские и изогнутые бары, у добычных комбайнов – кольцевые и контурные. Основные типы цепных баров приведены на рис. 2.