Амбарвалии
Амбарва́лии (лат. Ambarvalia, буквально – вокруг полей), аграрный ритуал в Древнем Риме. Название праздника происходит от самого религиозного действия, т. е. обхода полей с жертвенными животными, что свидетельствует в пользу весьма древнего его происхождения. Сведения о нём скудные, отсутствуют бесспорные указания на день проведения амбарвалий, их богов, участников и совершаемые обряды.
Имеется определённое сходство данного ритуала с майским праздником жреческого сообщества арвальских братьев, хотя в сохранившихся их весьма подробных протоколах амбарвалии не упоминаются. Общими являются корень arv- (от arvum – поле) и цель – в обоих случаях священнодействовали «ради плодов» (pro frugibus: Макробий. Сатурналии. III. 5. 7; Varro. On the Latin language. V. 85), т. е. амбарвалии и арвальские обряды служили для защиты урожая от различных напастей. Возможно, амбарвалии проводились в конце мая, как и трёхдневный праздник арвальских братьев. В изложении Феста Павлом Диаконом есть важное указание: «Амбарвальскими назывались жертвы, которые приносились ради полей двумя братьями» (Павел Диакон. P. 5L). Название «братья» (fratres) стоит особняком в римском культе, так что здесь вполне естественно предположить, что речь идёт именно об арвальских братьях, хотя вызывает недоумение цифра «два» вместо «двенадцати» (столько было членов сообщества).
Ещё один косвенный аргумент в пользу связи двух ритуалов имеется в сообщении Страбона (География. V. 3. 2): «Во всяком случае между 5-м и 6-м камнем, обозначающим мили от Рима, находится местность под названием Фесты. Эту последнюю считают границей тогдашней римской области. Здесь и в некоторых других местах, как в бывших пограничных пунктах, в один и тот же день жрецы совершают жертвоприношение, которое называется "Амбарвия"». Обращает на себя внимание, что роща арвальских братьев, в которой они осуществляли свои ритуалы, находилась у пятого милевого столба (по Кампанской дороге). На таком же расстоянии располагались священные места Робиги, предохранявшей злаки от хлебной головни, и бога границ Термина, также почитавшегося сельскими жителями. Это была граница древнейшей римской территории, именуемой по имени первого римского царя Ромуловой.
Ритуал обхода возможен лишь для небольшого поселения и совершенно немыслим даже для Ромуловой территории с окружностью радиусом около 7 км. Первоначально ритуал действительно мог состоять в обходе всех полей небольшой римской общины (на Палатине) и заключении их таким образом в магический круг. Этот магический круг, видимо, нашёл отражение в сохранившемся арвальском гимне, где упомянут жестокий Марс, которого призывают остановиться на пороге (границе) и не впускать порчу. С расширением сельскохозяйственной территории Рима очистительный обход полей остался только в частном культе, а общественный ритуал должен был превратиться в символический акт в каком-то определённом месте (или местах).
Аналогичный ритуал совершали атиедские братья в умбрском г. Игувий, где также имел место обряд тройного обхода, но, видимо, вокруг не всей территории, а только какого-то священного места.
Как долго просуществовали амбарвалии, неизвестно.