Ахмад Махфуз Умар
А́хмад Махфу́з У́мар (أحمد محفوظ عمر) (род. 1936, Аден, британская колония Аден, ныне Йемен), йеменский прозаик, основоположник модернизма в йеменской литературе.
В 1955 г. опубликовал первые рассказы «Жертва родине» (قربان الوطن) и «Потерянная могила» (القبر التائه) в аденской газете «Ан-Нахда» (النهضة, «Возрождение»). После получения среднего образования в 1956 г. работал школьным учителем, затем гражданским служащим в культурном отделе армии Федерации Южной Аравии; пройдя курсы повышения квалификации, получил офицерский чин и поступил на военную службу. В 1969 г. в чине капитана уволился из армии и вернулся к работе в школе. С 1975 г. ответственный секретарь, затем главный редактор газеты «Ат-Тарбийя аль-джадида» (التربية الجديدة, «Новое образование»), издаваемой Центром педагогических исследований.
Рассказы 1950–1960-х гг., опубликованные в сборниках «Разорванный ультиматум» (الإنذار الممزق, 1960) и «Гадина» (الناب الأزرق, 1980), иллюстрируют общие тенденции в йеменской литературе того времени: часть из них относятся к нравоучительной просветительской прозе (в них осуждаются проституция и пьянство), другие – к героико-романтической или реалистической литературе. В них отражены современные писателю события – Гражданская война в Северном Йемене 1962–1970 гг., партизанская борьба против англичан в Южном Йемене (до обретения независимости в 1967).
Новеллы сборника «Молчащие звонки» (الأجراس الصامتة, 1974) отличаются сложным языком и построены по принципу монтажа (мгновенные переходы между сценами, смена планов – от реальности к воспоминаниям и фантазиям). Повествование ведётся в форме внутреннего монолога, потока сознания (в том числе в изменённом состоянии сознания), дневниковых записей; рассказ «Многое в одном» (ألوان في لون) близок поэтике театра абсурда. Герои чувствуют безысходность и отчуждение, что отразило пессимистический взгляд самого писателя на диктатуру левого режима, которая установилась в Южном Йемене в 1969 г. и сопровождалась экономическим упадком.
Рассказы сборника «Эй, жители горы!» (يا أهل هذا الجبل, 1978) написаны в манере «мрачного модернизма», известной в арабской литературе с начала 1960-х гг. в произведениях египетских писателей, в частности Юсуфа аш-Шаруни (1924–2017), который называл Ахмада Махфуза Умара лучшим йеменским прозаиком. Новеллы насыщены символическими образами, близки к экспрессионизму и сюрреализму. Действие нередко отходит на второй план, уступая место описанию мыслей, ощущений и галлюцинаций главного героя. Сборник был высоко оценён критиками. За модернистским экспериментом Ахмада Махфуза Умара последовали йеменские писатели Ибрахим аль-Каф (1944–2008), Майфа Абд ар-Рахман (1951–2021), Мухаммад Салих Хайдара (род. 1952) и др.
В книге мемуаров «Капли цветных чернил» (قطرات من حبر ملون, 1989) писатель рассказал об Адене 1940–1950-х гг. и его жителях, а также о своих литературных предпочтениях.