Аффорданс (в психологии мышления)
Аффóрданс (англ. affordance – возможность), непосредственная, ощущаемая возможность взаимодействовать с предметом каким-либо образом. Понятие восходит к экологической теории восприятия Дж. Гибсона (см. Greeno J. G. Gibson's affordances // Psychological review. 1994. Vol. 101, № 2. P. 336–342). Аффорданс, в отличие от свойства, отражающего абстрактные, общие характеристики объекта, заключает в себе пригодность для достижения цели субъекта в данной ситуации. Например, молоток всегда имеет свойства – тяжёлый, твёрдый и т. д. Аффордансом молотка, в ситуации когда человеку надо забить гвоздь в стену, является эта его пригодность к такому действию. Желая забить гвоздь, человек будет обращать внимание преимущественно на пригодные для этого предметы. В психологии практического мышления аффорданс – интуитивно понятная функция инструмента, доступная для использования без специального обучения (Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта. Москва, 2016. С. 150–151). Инструменты как бы подсказывают, как их использовать.