Адаптированная образовательная программа (легальная дефиниция)
Адапти́рованная образова́тельная програ́мма, образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон № 273-ФЗ)].
Приём на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования проводится на общедоступной основе. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Закона № 273-ФЗ).
Согласно п. 12 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), утверждённого приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287, содержание основного общего образования определяется программой основного общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно. Образовательная организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии с ФГОС и с учётом примерных образовательных программ основного общего образования, в том числе примерных адаптированных программ основного общего образования.
Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 № 4/15) одобрены следующие примерные адаптированные образовательные программы:
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.