#Термины грамматики
Термины грамматики
Тег

Термины грамматики

Термины грамматики
Найденo 9 статей
Термины
Эксклюзив (в языкознании)
Эксклюзи́в, местоименная форма, выражающая невключённость адресата речи в дейктическую сферу местоимения 1-го лица мн. ч. (иногда – дв. ч.). Эксклюзив образует субкатегориальное значение в составе категории лица и противопоставлен инклюзиву. Буквальное значение эксклюзива – 'мы (я) без тебя/без вас' [ср. в языке куви (относится к дравидийским языкам): 1-е лицо мн. ч. эксклюзивное māmbu – 1-е лицо мн. ч. инклюзивное māro]. Как особая форма местоимения эксклюзив встречается в языках Центральной и Юго-Восточной Азии, Океании, Австралии, Америки, Африки.
Лингвистика
Термины
Инклюзив (в языкознании)
Инклюзи́в, местоименная форма, выражающая включённость адресата речи в дейктическую сферу местоимения 1-го лица мн. ч. (иногда – дв. ч.). Инклюзив образует подзначение в составе категории лица. Его буквальное значение – 'мы (я) с тобой/с вами'. В грамматической системе инклюзив существует только в оппозиции с эксклюзивом; ср. в тамильском языке: 1-е лицо мн. ч. инклюзивное nām – 1-е лицо мн. ч. эксклюзивное уām. Инклюзив встречается в языках Центральной и Юго-Восточной Азии, Океании, Австралии, Америки, Африки.
Лингвистика
Термины
Именные классы
Именны́е кла́ссы, лексико-грамматическая категория существительного, состоящая в распределении имён по группам (классам) в соответствии с некоторыми семантическими признаками при обязательном формальном выражении классной принадлежности имени в структуре предложения. Вместе с категорией рода образуют более общую категорию согласовательных классов. Присущи разным языкам Северной Америки (например, апачским и некоторым другим языкам на-дене), Африки (нигеро-конголезским языкам), Кавказа (нахско-дагестанским языкам), Юго-Восточной Азии (дравидийским языкам), Австралии, Океании.
Лингвистика
Термины
Потенциалис
Потенциа́лис (от лат. potentia – сила, мощь, власть, могущество), языковые средства выражения возможности/способности совершения действия. В ряде языков такими средствами являются особые грамматические показатели (морфемы), присоединяемые к глаголу. Соответственно, можно говорить о наличии в этих языках особого потенциального наклонения; например, ингушское соцадала 'иметь возможность/быть способным остановиться' (ср. саца 'остановиться'), лакское ласуви 'иметь возможность/быть способным взять' (ср. ласун 'взять').
Лингвистика
Термины
Акцент (в языкознании)
Акце́нт (от лат. ac­cen­tus – уда­ре­ние), 1) со­во­куп­ность про­из­но­си­тель­ных (уда­ре­ние, зву­ки) и грам­ма­ти­че­ских (грамматические формы, син­так­сическое по­строе­ние) оши­бок в ре­чи че­ло­ве­ка, го­во­ря­ще­го на не­род­ном язы­ке, под влия­ни­ем сис­те­мы род­но­го язы­ка (например, немецкий ак­цент, грузинский ак­цент). Так, для русской ре­чи нем­ца ха­рак­тер­но при­ды­ха­ние при про­из­не­се­нии глу­хих смыч­ных со­глас­ных в на­ча­ле сло­ва ([тхак] ‘так’, [кхош­ка] ‘кош­ка’). Акцент – ре­зуль­тат ин­тер­фе­рен­ции. Он воз­ни­ка­ет в си­туа­ции би­линг­виз­ма, ко­гда го­во­ря­щий пе­ре­хо­дит с од­но­го язы­ка на дру­гой (од­но­языч­ный акцент) или с диа­лек­та на литературный язык (диа­лект­ный акцент), например ока­нье в ре­чи носителей Северного наречия русского языка. 2) То же, что уда­ре­ние.
Лингвистика
Термины
Герундий
Геру́ндий (лат. gerundium, от gero – нести), в ряде языков (например, в латинском, английском, испанском) одна из нефинитных (неличных, т. е. не выражающих категорию лица) форм глагола, называющая действие как предмет. Например, англ. running (от to run 'бежать, бегать'), reading (от to read 'читать'). Обладает признаками как существительного [например, выполняет свойственные существительному синтаксические функции – подлежащего (Running long distances requires much training 'Бег на длинные дистанции требует хорошей тренировки'), дополнения (I like reading books 'Я люблю читать книги'); может иметь в предложении определение (например, I know of your reading 'Я знаю, что вы много читаете')], так и глагола [например, может иметь прямое дополнение (I like reading books 'Я люблю читать книги')].
Лингвистика