#Историческая семантика
Историческая семантика
Тег

Историческая семантика

Историческая семантика
Найденo 13 статей
История
Обиходные названияОбиходные названия
Бытование понятия «демонстрация» в России
Бытова́ние поня́тия «демонстра́ция» в Росси́и, демонстрация – слово латинского и польского происхождения, появившееся в России при Петре I со значением «представление мнения»: «учинил димустрацию в Сенат» (Сдвижков Д. А. Знайки и их друзья М., 2021. С. 322). Своё политическое звучание оно приобрело начиная с 1850 г., когда стало использоваться вместо понятий «бунт» и «мятеж»: «французы под благовидными словами «демонстрация» и «манифестация», т. е. изъявление, разумеют буйные крики мятежной черни» (Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988. С. 394). В дореволюционном обиходе стало обозначать массовое уличное противоправительственное выступление, в значении политической манифестации попало в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. В СССР понятие «демонстрация» применялось к массовым шествиям (праздничным, протестным и т. п.) как публичным выражениям общественно-политических настроений.
Обиходные названия
«Обскурантизм» («мракобесие»)
«Обскуранти́зм» («мракобе́сие»), стремление препятствовать развитию мысли и успехам просвещения (от лат. «obscurare» – затемнять). Понятие, вошедшее в европейский лексикон с 16 в. благодаря полемическим «Письмам тёмных людей», немецкому трактату в защиту гуманизма (Сдвижков Д. А. Знайки и их друзья. М., 2021. С. 93). С первой четверти 19 в. оно появилось в России в переосмыслении церковного выражения «мрак бесовский» как «мракобесие» и впервые было использовано в газете «Северная почта», где название французской комедии 1810‐х гг. «La manie des ténèbres» (буквально: «мракомания») было переведено как «мракобесие»  (Северная почта. № 104. 1818. 28 декабря). Меткость этого перевода была отмечена А. А. Бестужевым в письме к издателю журнала «Сын отечества» с предложением сделать русский перевод комедии (Сын Отечества. Ч. 51. № 3. СПб, 1819. С. 126). Начиная с 1820-х гг. слово начало распространяться в языке передовой общественности. В 1840-е гг. слова «мракобесие» и «обскурантизм» в кругах русской революционно настроенной интеллигенции выступали как один из презрительных антонимов прогресса, демократической свободы и любви к просвещению. Уже в качестве обиходного использовалось в знаменитом письме В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю (1847): «апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия... Вы стоите над бездною» (Н. В. Гоголь в русской критике. М., 1953. С. 245). С тех пор к «мракобесию» прочно присоединилось определение «религиозного», широко воспроизводившееся и в советское время.
История
Обиходные названия
«Человейник»
«Челове́йник», критическое обозначение многоэтажного многоквартирного жилого дома или квартала плотной застройки (происходит от совмещения словосочетания «человеческий муравейник»). Подобные дома также называют «бетонными коробками», подчёркивая их неуютность, неуникальность, отсутствие культурной ценности и контраст с городской исторической застройкой. Пейоратив вошёл в обиход российского общества с конца 20 в. Так, в 1997 г. вышел роман-антиутопия А. А. Зиновьева «Глобальный человейник», в котором понятие употребляется в более широком, «планетарном» смысле, изобличая изъяны цифровой эпохи глобализма и капитализма. В начале 21 в. термин стал использоваться применительно к проблемам отечественного градостроительства.
История
Обиходные названия
«Жё-де-пом» (аудитория Санкт-Петербургского университета)
«Жё-де-пом», аудитория в отдельном здании Санкт-Петербургского университета, где к концу 19 в. происходили студенческие совещания и выборы. Изначально здание было построено в 1770–1780-х гг. для императорского Сухопутного шляхетского кадетского корпуса на Васильевском о-ве как зал для игры в мяч (отсюда и название от старинной французской игры «Jeu de paume», прообраза тенниса). В 1867 г. было передано Санкт-Петербургскому университету и перестроено в аудиторию. Постепенно там стала сосредоточиваться политическая жизнь студенчества. Крытое краснокирпичное здание напоминало парламентский зал и в то же время символически отсылало к своему аналогу в Версале, где 20 июня 1789 г. состоялась знаменитая клятва депутатов Генеральных штатов от третьего сословия, открывшая Французскую революцию 18 в.
История
Исторические (цивилизационные) периоды (эпохи)
«Долгий 19 век»
«До́лгий 19 век», определение, данное британским историком Э. Хобсбаумом историческому периоду 1789–1914 гг., главной особенностью которого было доминирование империй в мире. Нижней границей периода обозначалась Французская революция 18 в., а концом – Первая мировая война 1914–1918 гг., повлекшая за собой крушение Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской империй. Концепция была разработана Хобсбаумом в его книгах ­– «Век Капитала» (The Age of Capital. 1975), «Век Империи» (The Age of Empire. 1987) и др. «Долгий 19 век» Российской империи зачастую рассматривается историками в рамках 1801–1917 гг.
История
Исторические (цивилизационные) периоды (эпохи)
«Короткий 20 век»
«Коро́ткий 20 век», термин, введённый британским историком Э. Хобсбаумом для обозначения исторического периода 1914–1991 гг., с начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. до распада СССР и восточного блока. Концепция отражена в работе Хобсбаума «The Age of Extremes». 1994 [в русском переводе: Эпоха крайностей: короткий двадцатый век (1914–1991). М., 2004]. В предисловии он указывает, что первым термин использовал венгерский учёный И. Т. Беренд.
Страны, регионы, города
Обиходные названия
«Поповичи»
«Попо́вичи», в Российской империи – лица, происходившие из духовного сословия (сыновья священников, дьяконов, причетников и т. п.). Понятие никогда не применялось как юридическая категория и в отличие от слова «поп» имело нейтральную коннотацию. Многие выходцы из духовенства охотно пользовались этим самоназванием, порой культурно противопоставляя себя дворянству и даже интеллигенции (Манчестер Л. Поповичи в миру. М., 2015. С. 7). Особенно заметной социальная рефлексия представителей этой группы стала после церковных реформ 1860-х гг., открывших выход из духовного сословия, когда «поповичи» оказались в секулярной среде, но так или иначе сохраняли связь со средой духовенства. Многие представители «поповичей» пополнили ряды революционного движения.
История
Обиходные названия
Тужурка
Тужу́рка, верхняя одежда российского студента пореформенной эпохи (официально называлась полукафтаном; от франц. toujours – одежда постоянной носки). Отличалась потёртостью у студентов-«демократов» и подкладкой из дорогой шерстяной белой ткани у студентов-«аристократов» (которых называли белоподкладочниками). Могла иметь карманы специально под формат толстых журналов, часто оставалась с владельцем и по выходе из университета (Сдвижков Д. А. Знайки и их друзья М., 2021. С. 134–135).
История
1
2