#Азербайджанские поэты
Азербайджанские поэты
Тег

Азербайджанские поэты

Азербайджанские поэты
Найденo 13 статей
Ага Мирек. Фаридун, обернувшись драконом, испытывает своих сыновей. Миниатюра из рукописи «Шах-наме». Ок. 1535
Направления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе
Маснави
Маснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.
Литераторы
Низами Гянджеви
Низами́ Гянджеви́ (около 1141 – 1209), азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Один из крупнейших персоязычных поэтов. Автор цикла «Хамсе» («Пятерица»), состоящего из 5 эпических поэм (маснави): «Сокровищница тайн» (1174), «Хосров и Ширин» (1180), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197), «Искандер-наме» (1203). Поэмы вызвали множество подражаний и поэтических «ответов» (в том числе Амира Хосрова Дехлеви и Алишера Навои), оказали большое воздействие на литературу Ближнего и Среднего Востока. Среди других сочинений – газели, касыды, рубаи.
Коврик с портретом Низами Гянджеви. 1947. Художник Лятиф Керимов. Мастер-ткач Р. Теймурова
Литературно-исторические памятники
«Тахир и Зохра»
«Тахи́р и Зохра́», средневековая лиро-эпическая поэма (дастан) тюркских народов. Получила распространение в Средней Азии и Поволжье, а также на территории современных Азербайджана и Турции. Основа сюжета – судьба двух влюблённых, Тахира и Зохры, которые разлучены по злой воле отца девушки – падишаха. Сюжет впервые получил литературную обработку в творчестве узбекского поэта Саййоди (17–18 вв.); известна обработка «Тахира и Зохры» туркменским поэтом Молланепесом.
Кадры из кинофильма «Тахир и Зухра». Режиссёр Наби Ганиев. 1945. Открытка
Литераторы
Хагани Ширвани
Хагани́ Ширвани́ (1120, по другим сведениям, около 1127 – 1199, по другим сведениям, между 1186 и 1199), персидский, азербайджанский поэт, мыслитель. Писал на персидском и арабском языках. Основные темы поэзии – любовь, радости и горести личной жизни, социальная несправедливость и придворные интриги. Автор газелей, рубаи, касыд (в том числе «Развалины Медаина» – о древней столице сасанидских шахов; цикл тюремных касыд), панегириков, философской поэмы «Дар двух Ираков» (1157) и др.
Статуя поэта Хагани Ширвани, Тебриз (Иран)
1
2