#Азербайджанские поэтыАзербайджанские поэтыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегАзербайджанские поэтыАзербайджанские поэтыНайденo 13 статейНаправления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе МаснавиМаснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.Литераторы Низами ГянджевиНизами́ Гянджеви́ (около 1141 – 1209), поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Один из крупнейших персоязычных поэтов. Автор цикла «Хамсе» («Пятерица»), состоящего из 5 эпических поэм (маснави): «Сокровищница тайн» (1174), «Хосров и Ширин» (1180), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197), «Искандер-наме» (1203). Поэмы вызвали множество подражаний и поэтических «ответов» (в том числе Амира Хосрова Дехлеви и Алишера Навои), оказали большое воздействие на литературу Ближнего и Среднего Востока. Среди других сочинений – газели, касыды, рубаи.Литераторы НесимиНесими́ (1369–1417), азербайджанский поэт. Писал также на арабском и персидском языках. Автор трёх сохранившихся диванов любовной, гражданской и религиозно-философской лирики, в которых нашла отражение символика суфизма и хуруфизма. Стихи, пронизанные фольклорным колоритом, написаны арудом и отличаются чёткостью метрики, разнообразием поэтических фигур и метафор.Литераторы ФизулиФизули́ (1494–1556), азербайджанский поэт. Автор 3 поэтических «Диванов» на арабском, персидском языках и языке тюрки́. Вершиной творчества считается тюркская лирика, представленная касыдами, газелями и поэмой «Лейла и Меджнун» (1536–1537). Из персидских произведений интересны лирические стихи, философско-аллегорическая поэма «Бродяга и отшельник» и др.Литературно-исторические памятники «Тахир и Зохра»«Тахи́р и Зохра́», средневековая лиро-эпическая поэма (дастан) тюркских народов. Получила распространение в Средней Азии и Поволжье, а также на территории современных Азербайджана и Турции. Основа сюжета – судьба двух влюблённых, Тахира и Зохры, которые разлучены по злой воле отца девушки – падишаха. Сюжет впервые получил литературную обработку в творчестве узбекского поэта Саййоди (17–18 вв.); известна обработка «Тахира и Зохры» туркменским поэтом Молланепесом.Литераторы Мехсети ГянджевиМехсети́ Гянджеви́ (конец 11 – 2-я половина 12 вв.), азербайджанская поэтесса. Писала на персидском языке. Воспевала земные радости, честность, отзывчивость и благородство; клеймила косность и жестокость феодальных порядков. Автор рубаи любовного содержания (известны стихотворения о ремесленниках) и суфийской направленности, газелей, кита.Литераторы Сабир (азербайджанский поэт)Саби́р (1862–1911), азербайджанский поэт. Прославился реалистическими сатирами, в которых осмеяны религиозный фанатизм, невежество, социальная несправедливость. Выступал против конфронтации шиитов и суннитов, приветствовал просвещение и национально-освободительное движение в Азербайджане. Литературное наследие Сабира издано посмертно в сборнике «Книга удода» (тома 1–3, 1912–1914).Литераторы НабатиНабати́ (1812–1873), азербайджанский поэт. Писал на азербайджанском и персидском языках. Его поэтическое наследие представлено единственным сохранившимся сборником «Диван» (1845), включившим любовную и религиозно-философскую лирику, написанную силлабикой и арудом. Автор мифологизированных автобиографических сказаний «Набати» и «Ханчобан» (оба – 1958).Литераторы Хагани ШирваниХагани́ Ширвани́ (1120, по другим сведениям, около 1127 – 1199, по другим сведениям, между 1186 и 1199), персидский, азербайджанский поэт, мыслитель. Писал на персидском и арабском языках. Основные темы поэзии – любовь, радости и горести личной жизни, социальная несправедливость и придворные интриги. Автор газелей, рубаи, касыд (в том числе «Развалины Медаина» – о древней столице сасанидских шахов; цикл тюремных касыд), панегириков, философской поэмы «Дар двух Ираков» (1157) и др.Литераторы Саиб ТебризиСаи́б Тебризи́ (1601–1676), азербайджанский поэт. Его обширное творческое наследие, пронизанное идеологией суфизма, включает в себя газели, касыды, маснави, рубаи, а также историко-героическую поэму «Гандахарнаме». 12