Железнодорожное депо
Железнодоро́жное депо́ (франц. dépôt – склад, хранилище), инфраструктурная составляющая железнодорожной системы, место для технического обслуживания, ремонта, поддержания работоспособности железнодорожного транспорта, а также выполнения профилактических (электрических, механических, технических) работ. Различают локомотивные, моторвагонные и вагонные депо. Существуют смешанные депо, где одновременно могут работать разные типы составов, например, электровозы и электропоезда.
Железнодорожные депо располагаются вблизи главных железнодорожных узлов и станций, чтобы обеспечить эффективное обслуживание поездов. Они представляют собой большие территории, на которых находятся различные сооружения, включая ремонтные цеха, мастерские и др.
Техническая служба, устраняющая неисправности в поездах и подвижны́х составах, оснащена складскими помещениями, автоматическими мойками, контрольными пунктами управления депо, инженерно-техническим оборудованием, подъёмными кранами, диагностическим оборудованием, различными станками и приспособлениями для ремонта.
Железнодорожные депо оснащаются автоматизированными системами управления, которые обеспечивают автоматизацию бригад технического обслуживания железнодорожного транспорта, в сочетании с персональными компьютерами, вычислительной и измерительной техникой.
Локомотивное депо
Локомотивное депо располагается на участковых, сортировочных и пассажирских станциях. Предназначено для содержания локомотивов в исправном состоянии, а также для технического обслуживания тягового подвижного состава в соответствии с суточными планами работы, графиками движения и расписаниями поездов. В локомотивных депо с бо́льшим количеством локомотивов для каждого локомотива разрабатываются отдельные инструкции.
Локомотивные депо классифицируются по типу тяговой единицы (электровоз, тепловоз, моторвагонный, смешанный), типу эксплуатации (пассажирский, грузовой, смешанный) и назначению (ремонт, эксплуатация, обслуживание). Подразделяются на основные (эксплуатационное) депо и оборотные. Оборотное депо осуществляет подготовку локомотивов к следованию с поездами в направлении основного депо. Основное депо – место учёта локомотивов. Пункты технического обслуживания локомотивов располагаются как в основном депо, так и в оборотном.
Моторвагонное депо
Моторвагонное депо – это комплекс сооружений и оборудования (производственные здания, цехи по ремонту отдельных единиц парка и другие технические сооружения), на котором осуществляется подготовка, техническое обслуживание и ремонт моторвагонных подвижны́х составов (электропоездов, дизель-поездов, автомотрис). Число путей в депо равно числу одновременно находящихся в депо составов в любой период времени для беспрепятственного приёма и последующего продвижения по территории моторвагонного депо.
Полезная длина приёмо-отправочных и ремонтно-экипировочных путей депо устанавливается в соответствии с наибольшей длиной пригородных поездов, а также с учётом резерва на неточность установки состава. Возможность поперечных проездов обеспечивается путём увеличения полезной длины путей. Вытяжные пути моторвагонных депо сооружаются на полную длину пригородных электропоездов. Полезная длина зависит от максимального числа вагонов, с учётом выполнения необходимых манёвров. Также учитывается неточность установки составов, для чего длина вытяжных путей увеличивается не менее чем на 10 м.
Моторвагонные депо располагаются в непосредственной близости к главным пассажирским станциям крупных населённых пунктов, а также вблизи главных станций в черте населённых пунктов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
На территории моторвагонного депо сооружают технические средства и другие устройства, необходимые для подготовки составов к выходу в рейс, отстоя и переформирования составов, безотцепочного и отцепочного ремонта вагонов и др.
Электродепо метрополитена (метродепо)
Электродепо метрополитена представляет собой моторвагонное депо, предназначенное для профилактического обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава метрополитена. Депо данного типа включает в себя отстойно-ремонтный корпус, ремонтный цех, мастерские, а также камеру для мойки составов. Для осмотра и ремонта подвагонного оборудования на путях устанавливаются смотровые канавы. Ремонтный цех оборудуется мостовыми и консольными кранами. В мастерских производится ремонт электрических, механических и пневматических приборов и оборудования.
Вагонное депо
Вагонное депо предназначено для технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов в границах их участков. Бо́льшая часть вагонных депо относится к ремонтным. Такой тип депо предназначен для планового ремонта вагонов. В эксплуатационных депо выполняются только техническое обслуживание и текущий отцепочный ремонт в период эксплуатации.
Вагонное депо разделяется на основной и вспомогательный производственные участки, имеет различные обслуживающие устройства и оборудование. Основной участок включает в себя вагоносборочный, тележечный и колёсный с роликовым отделением. Вспомогательный участок включает в себя ремонтно-заготовительный с кузнечно-прессовым, слесарно-механическим электросварочным, автосцепным отделениями, деревообрабатывающий с сушильной камерой, автотормозной, участок обмывки вагонов и др.
По типу вагонов депо подразделяются на рефрижераторные, пассажирские, грузовые, смешанные. Вагонные депо грузовых вагонов разделяются по типу ремонтируемых вагонов.