Железная дорога «Север – Юг» во Вьетнаме
Железная дорога «Север – Юг» (Đường sắt Bắc Nam). Самая длинная из семи железнодорожных линий, обслуживающих Вьетнам; однопутная узкоколейная (ширина колеи 1 тыс. мм) железнодорожная магистраль, пролегающая между столицей страны г. Ханой на севере и г. Хошимин на юге. Связывая северную, центральную и южную части Вьетнама, линия проходит через города: Тханьхоа, Винь, Донгхой, Хюэ, Дананг, Нячанг, Бьенхоа и др. Длина магистрали составляет 1726 км от общей протяжённости вьетнамской железнодорожной сети в 2,6 тыс. км (After 140 years, what does Viet Nam's railway get to compete? // General Statistics Office of Vietnam. Дата публикации: 14 апреля 2021).
Оператор линии – государственная вьетнамская железнодорожная корпорация Tổng Công ty Đường sắt Việt Nam (англ. Vietnam Railways, VNR). В городах Ханой, Дананг, Хошимин расположены центры управления движением, локомотивное и вагонное депо. На магистрали находятся 27 из 39 тоннелей, свыше 60 % мостов (всего 1790) сети вьетнамских железных дорог (2013).
Строительство линии «Север – Юг», или т. н. трансиндокитайской железной дороги, осуществлялось при французской колониальной администрации и заняло более 35 лет. Работы по её сооружению начались в 1899 г. при генерал-губернаторе Индокитая П. Думере, управлявшем этими территориями в 1897–1902 гг. и содействовавшем железнодорожному строительству. Линия вводилась в строй постепенно, по мере готовности отдельных участков. Открытие полного пути из Ханоя в Сайгон (ныне Хошимин) состоялось 1 октября 1936 г. Этапы строительства: участки Ханой – Винь (1899–1905), Нячанг – Сайгон (1905–1913), Винь – Хюэ (1913–1927), Хюэ – Нячанг (1930–1936).
В период с начала 2-й мировой войны до окончания «Вьетнамской войны» (1960–1975) дорога серьёзно пострадала. Из-за нанесённого ущерба, а также в силу недостаточных вложений в восстановление и обслуживание часть инфраструктуры линии находится в плохом состоянии, устарела или не восстановлена; ряд ответвлений были заброшены или демонтированы для замены повреждённых участков линии (например, Тхаптям – Далат).
Концепция по развитию железнодорожного транспорта страны до 2050 г. включает проработку проекта по созданию двухпутной электрифицированной скоростной железной дороги «Север – Юг», длиной 1570 км, со стандартной колеёй (ширина 1435 мм); предусматривает модернизацию участков Ханой – Винь и Нячанг – Хошимин существующей линии до 2030 г. и меры по повышению её безопасности и эффективности (Chiến lược và Quy hoạch phát triển đường sắt // Cục đường sắt Việt Nam. Дата обновления: 29 февраля 2016).