Жак де Витри
Жак де Витри́ (Жак Витрийский; франц. Jacques de Vitry; Иаков Витрийский, лат. Iacobus Vitriacensis, Iacobus de Vitriaco) (между 1160 и 1170, Витри-ан-Пертуа, близ Реймса – 1240, Рим), французский проповедник и историк, церковно-политический деятель.
Биография
После окончания образования и получения сана священника в Париже уехал в диоцез Льежа для знакомства с мистиком-бегинкой Марией из Уаньи. Стал её исповедником и впоследствии написал «Житие Марии из Уаньи» (1213–1216), в котором представил женщинам образец благочестивой жизни. Покровительствовал бегинкам и добился от Папского престола признания их общин (1216). С 1210 г. был кюре в г. Аржантёй, в 1211 г. стал регулярным каноником ордена августинцев в монастыре Святого Николая в Уаньи. Вёл активную проповедь крестового похода против альбигойцев (1209–1213) и принял в нём участие. В 1216 г. Жак де Витри был рукоположен в епископа Акры (Сен-Жан-д’Акр, ныне Акка, Израиль), ведя активную деятельность (приём и размещение крестоносцев, проповеди, участие в военных операциях). Проповедовал новый крестовый поход в Венгрии, Австрии и Фризии; был участником 5-го крестового похода в Египет (1217–1221) и оказался свидетелем взятия крестоносцами порта Дамиетта (ныне Думьят, Египет) в 1219 г. Когда турки вновь захватили этот порт (1221), он вернулся в Акру, затем поехал в Рим. Окончательно возвратившись в Европу в 1225 г., Жак де Витри отказался от епископской кафедры в Акре и целиком посвятил себя миссии проповедника. При папе Римском Григории IX стал кардиналом-епископом Тускула (Фраскати, близ Рима) (1228), а затем деканом коллегии кардиналов (1240); с тех пор был тесно связан с делами Римской курии. Согласно его пожеланию, похоронен в церкви Святого Николая рядом с могилой Марии из Уаньи.
Наследие Жака де Витри
Перу Жака де Витри принадлежит ряд важнейших исторических сочинений. Главным трудом является «Иерусалимская история» (лат. «Historia Iherosolimitana») (1219–1226). Книга должна была состоять из трёх частей, но автор завершил работу только над двумя из них. В первой («История Востока», лат. «Historia Orientalis») раскрывается история Востока и Святой земли до 1193 г. Согласно традиции, помещавшей земной рай (Эдемский сад) на Ближнем Востоке, автор написал о якобы находившихся там райских источниках, дававших начало четырём рекам; о целебных водах, лечивших разные болезни и укреплявших память; о чудесных озерах, растениях, лесах. Жак де Витри также делился собственными впечатлениями от посещения святых мест. Он подробно описал растительный и животный мир, города и достопримечательности восточных стран, быт, верования и нравы мусульман. Для него характерна толерантная позиция к иноверцам: он был адептом добровольного и мирного обращения мусульман и выступал против насилия в отношении них. Не менее значимым сочинением стала вторая часть труда – «История Запада» (лат. «Historia Occidentalis»), где в мрачных тонах описан упадок нравов западного общества. Особое внимание было уделено религиозной жизни современной автору Европы; были даны личные оценки и наблюдения о духовенстве, об университетской жизни. Третья часть должна была описать победу крестоносцев, однако после поражения 5-го крестового похода автор не стал её дописывать. Существующие рукописи с описанием событий этого похода под именем Жака де Витри как автора не принадлежат ему. Однако важные свидетельства содержатся в обширном эпистолярном наследии Жака де Витри, в том числе в письмах к папе Римскому Гонорию III. Они представляют собой полную историю 5-го крестового похода, включая подробное описание осады и взятия крестоносцами Дамиетты.
Жак де Витри был выдающимся проповедником, чьи труды в этой области свидетельствуют о глубокой трансформации пасторской миссии в 13 в. Наряду с проповедями на церковные праздники, он создавал и образцовые «народные проповеди». В этих многочисленных проповедях он обращался к разным сословиям (ad status) общества и ориентировался на свойственную им этику, специфические грехи и особые пути спасения душ представителей каждой социальной группы (рыцарей, горожан, купцов, студентов, моряков, вдов и т. д.). В текстах его проповедей использовались поучительные «примеры» (exempla), то есть занимательные назидательные истории, как наиболее доходчивая форма достижения религиозно-дидактических целей. Особая ценность «примеров» заключается в отражении в них менталитета «безмолвствующего большинства» (людей, не владеющих письменностью) средневекового общества. Сборники проповедей Жака де Витри имели огромный успех и распространение, знаменуя обозначившийся в 13 в. приоритет проповедей, обращённых к мирянам, в пасторском служении.