Вокзал
Вокза́л [от англ. Vauxhall – название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона, принадлежавшего в 17 в. Джейн Вокс (Jane Vaux)], комплекс зданий, сооружений и устройств, расположенных на одном транспортном остановочном пункте и предназначенных для обслуживания пассажиров. На вокзале пассажир, как правило, совершает пересадку с одного вида транспорта на другой, поэтому в большинстве случаев вокзалы находятся на стыке транспортных маршрутов. В зависимости от вида обслуживаемого транспорта они располагаются на автобусной или железнодорожной станции, в аэропорту, на пристани или в порту. Для упорядочения движения пассажиров и создания наиболее рациональных перевозок строят совмещённые вокзалы для нескольких видов транспорта (главным образом железнодорожно-автобусные). В вокзальный комплекс обычно входят: здания (или павильоны) для обслуживания пассажиров (продажа билетов, пункты оказания медицинской помощи, места для отдыха и ожидания, хранения багажа и др.); помещения для служебного персонала; пассажирские платформы (посадочные посты, дебаркадеры, причалы), лифты, движущиеся тротуары, эскалаторы, пешеходные переходы (мосты и тоннели); малые архитектурные формы (киоски, ветрозащитные стенки и т. п.); средства визуальной коммуникации (расписания, информационные табло и стенды, указатели, пиктограммы расположения объектов). На современном вокзале осуществляется автоматизированная продажа билетов; имеются отделения связи, пункты обмена валюты; установлены системы теленаблюдения, противопожарной защиты. Для рациональной организации пассажирских потоков устраивают распределительные залы-конкорсы (часто в разных уровнях).
Вокзалы как общественные здания начали строиться на железных дорогах в Англии: первый вокзал создан в 1822–1825 гг. на линии Стоктон – Дарлингтон. Для обслуживания пассажиров первой в России Царскосельской железной дороги, построенной в 1838 г. на станции Павловск, был использован дворец для концертов и балов под названием «Воксал». Со временем вокзал стал неотъемлемой частью железнодорожных станций, а также появился на других видах транспорта.
Создание вокзалов, определение их типов, основных параметров и размеров помещений, расположение и число платформ, инженерных коммуникаций и других технических устройств определяются Нормами технического проектирования для каждого вида транспорта. Основные исходные показатели – расчётная вместимость пассажиров (для железных дорог, автомобильного, речного и морского транспорта) и пропускная способность (для аэровокзалов). Применяются коэффициенты, учитывающие число провожающих и встречающих, неравномерность потоков пассажиров в разные месяцы, дни недели и другие факторы. В зависимости от величины потоков и расчётной вместимости помещений для пассажиров различают вокзалы малые, средние, большие и крупные (1500 и более пассажиров); в зависимости от вида транспорта, градостроительного значения, местных условий и особенностей на одного пассажира приходится объём 15–60 м3 и более. Малые вокзалы, как правило, строят по типовым проектам (для определённой серии), более крупные – по индивидуальным проектам. При создании вокзала учитываются природные условия, планировка окружающей застройки, подъезды к вокзальной площади, объём предполагаемых перевозок и др. Вблизи крупных вокзалов, как правило, строятся автостоянки и гаражи, предусматривается объединение вокзальных зданий со входами в метрополитен, устройство проходов к различным учреждениям (почтамтам, торговым центрам и др.). В этой связи вокзалам отводится значительная роль в архитектурно-планировочной структуре города и в формировании его облика.
В конце 19 – начале 20 вв. вокзал стал одним из наиболее значимых зданий крупных городов. Архитектура вокзала первоначально испытывала влияние традиционных решений общественных зданий и сооружений. Фасады вокзалов нередко имели пышную декоративную отделку, в оформлении интерьеров принимали участие известные художники и декораторы. Архитектурный облик вокзалов, предназначенных для новых видов транспорта, появившихся лишь в 20 в. (авто-, аэровокзалы), формировался под влиянием характерных черт общественных зданий того времени. Большое влияние на архитектуру вокзалов оказало использование металлических конструкций и новых материалов (железобетона, стекла, синтетических покрытий и др.). Многие вокзалы – образцы прекрасных архитектурных памятников, придающих городам неповторимое своеобразие. Таковы, например, Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы, построенные в 19 в. в Москве. Архитектурный облик зданий современных вокзалов определяется главным образом крупными объёмами операционных залов, для перекрытия которых используются преимущественно большепролётные сборные или монолитные железобетонные конструкции, двухуровневое расположение помещений для отправления и прибытия пассажиров, организации ожидания рейса, обслуживания и отдыха и т. п. Многоуровневые крупные вокзалы, в том числе объединённые и центральные, построены, например, в Варшаве, Будапеште, Лондоне, Мадриде, Мюнхене, Берне, Токио; в России – в Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Владивостоке, Миассе и др. В зале-конкорсе, находящемся над железнодорожными путями, платформами и привокзальной площадью, расположены залы ожидания, кассы, предприятия общественного питания и другие помещения, связанные с нижним уровнем лестницами, лифтами и эскалаторами.
Вокзалы имеют большое градостроительное значение, существенно влияют на организацию внутригородского движения и застройку привокзальных районов. Создание единых центральных вокзалов обеспечивает максимальные удобства для транзитных пассажиров и освобождает городской транспорт от излишних перевозок. В 19 в. среди российских зодчих, внёсших заметный вклад в развитие архитектуры вокзалов, были К. А. Тон, Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев, И. И. Рерберг и др., в более поздний период – В. П. Авксентюк, В. М. Батырев, Е. В. Васильев, А. Н. Душкин, В. И. Кузнецов, Б. С. Мезенцев, Н. Д. Панченко, И. Г. Явейн, В. Р. Рабинович и др. В этой области работали выдающиеся зарубежные архитекторы О. Нимейер, П. Л. Нерви, Э. Сааринен, К. Танге, М. Кубински и др.