Великая Финляндия (идейно-политическое течение)
Вели́кая Финля́ндия (Suur-Suomi), идея сплочения родственных финнам народов, в том числе в рамках единого государства в Европе, основанная на языковой и культурной общности; радикальная форма панфинланизма.
В политической риторике идея Великой Финляндии (ВФ) присутствует с 19 в. В рамках идеи ВФ обосновывается несколько основных вариантов её возможного территориального распространения. Базовый включает земли финнов и карелов с восточной границей от Белого моря к Онежскому озеру и далее по руслам рек Свирь и Нева. Согласно плану минимальных требований граница проходит по реке Сестра к Финскому заливу. Более масштабные проекты создания ВФ охватывают территории южнее Финского залива, Ингерманландию, Эстонию и заселённые этническими финнами северные регионы Норвегии и Швеции (Финнмарк и Норрботтен соответственно). Самые глобальные географические притязания касаются исконных финно-угорских земель – от Северной Двины в России до Западной Двины в Латвии.
До 19 в. Финляндия была отдалённой шведской провинцией, граничившей с Россией. Шведско-русское противостояние вокруг границы длилось многие века, шведская сторона настаивала на разграничении по трём перешейкам – Беломорскому, Онежскому и Карельскому. В 1809 г. по Фридрихсгамскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1808–1809 гг., Финляндия вошла в состав Российской империи на правах автономного Великого княжества Финляндского. В результате административной реформы 1811 г. к Финляндии была присоединена Выборгская губерния, организованная на землях т. н. Старой Финляндии, отвоёванной у шведов в 1721 г. Финляндия являлась отдельной хозяйственной территорией, граница с Россией была административной и таможенной. Политические предпосылки сепаратизма вплоть до начала 20 в. практически отсутствовали.
Однако уже в начале 19 в. в крае получила распространение идея «естественных границ», популярная в то время во многих странах. В 1837 г. преподаватель Хельсинкского университета немецкий ботаник И. Э. А. Вирцен провёл естественную финляндскую восточную границу по Белому морю, Онежскому озеру и реке Свирь, очертив таким образом ареал «типичных» для Финляндии растений. В 1890-е гг. в художественной среде возникло национально-романтическое течение «Карелиализм». Воспевая величие Финляндии, простиравшейся в романтических мечтах далеко вглубь территорий, никогда не принадлежавших финнам, поэты и писатели сетовали на несовпадение политических границ с границами языка и этноса.
В первые годы независимости [с 23 ноября (6 декабря) 1917] идея Великой Финляндии вышла на государственный уровень, в Хельсинки был создан комитет по западным землям для координации усилий по подъёму народных движений среди соотечественников. Пыл финляндских ирредентистов ненадолго умерили ответные действия Швеции, отправившей весной 1918 г. экспедиционные войска на Аландские острова, заселённые финскими шведами. Однако власти Финляндии не оставляли попыток заставить Швецию и Норвегию отказаться от территорий, на которых проживали этнические финны; особенно активно они действовали в 1920–1930-е гг. В свою очередь норвежским и шведским властям удалось практически нивелировать к 1950-м гг. интерес финского меньшинства Финнмарка и Норрботтена к самоидентификации, действуя через систему образования, информационную и кадровую политику и др.
Территориальные претензии к Советской России имели явно выраженную идеологическую подоплёку. В феврале 1918 г. главнокомандующий белофинской армией генерал К. Г. Маннергейм, будущий президент Финляндской Республики (1944–1946), поклялся «не убирать в ножны меч», пока Финляндия и Восточная Карелия не будут освобождены от большевиков. Военные операции при поддержке британских интервентов, нацеленные на захват Беломорской Карелии и Печенги, реального успеха не имели. Согласно Юрьевскому договору 1920 г. Финляндия вернула Советской России Поросозерскую и Ребольскую волости, которые ранее, в 1918 г., объявили о присоединении к Финляндии; РСФСР передала Финляндии западную часть Печенгской волости. Петсамо (ныне посёлок городского типа Печенга) обеспечила финнам выход к Северному ледовитому океану, однако ирредентисты не были удовлетворены результатами мирного договора. 6 ноября 1921 г. белофинские войска вновь вторглись в Восточную Карелию. Отношения между Финляндией и Советской Россией были урегулированы подписанием 1 июня 1922 г. в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) соглашения о неприкосновенности государственной границы.
Во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. под влиянием пропаганды возникла идея Великой Финляндии «вплоть до Урала». Согласно условиям Московского мирного договора 1940 г. СССР получил значительную часть южной Карелии, находившейся в составе Российской империи до 1917 г. Мирный договор 1947 г. по итогам советско-финляндской войны 1941–1944 гг. подтвердил территориальные положения мирного договора 1940 г.; СССР также возвращалась область Петсамо (ныне Печенга). Кроме того, по условиям Московского перемирия 1944 г. финские националистические организации Карельское академическое общество (1922–1944) и Патриотическое народное движение (1932–1944) были распущены. Идея ВФ постепенно приобрела маргинальный характер.
В 1950–1960-е гг. по дипломатическим каналам финские власти изучали возможность пересмотра советско-финляндской государственной границы, надеясь как минимум на возврат Выборга и южной части Сайменского канала. Распад СССР вызвал стремительный рост интереса к карельскому вопросу среди финнов. Однако потенциальные расходы на восстановление и развитие депрессивной экономики Карелии остановили активные дискуссии в финском обществе. В 2006 г. официальное финляндское руководство в лице тогдашнего министра иностранных дел Э. Туомиои признало отсутствие территориальных споров в отношениях Финляндии и России.
В 1992 г. Россия и Финляндия подписали Договор об основах отношений, подтвердив тем самым отсутствие взаимных территориальных претензий. 1 июля 2016 г. завершилась программа репатриации ингерманландцев. За 26 лет Финляндия приняла около 30 тыс. человек. В настоящее время проблема родства финно-угорских народов находится в Финляндии в границах общей идеи сохранения малых народов, языка и культуры и не предполагает изменения государственных границ.